2. Этюд
Первая содержательная часть занятий, обеспечивающая реальное представление о том явлений, которое должно быть осмыслено на занятиях. Предъявляется «картинка», некий конкретный и яркий образ явления, которое предстоит осмысливать и которое обозначено в теме деятельности. Предложить образное представление явления - значит предотвратить формальное восприятие знаний, наметить возможный путь к практическому овладению данным явлением. Так, перед изучением конфликта следует «увидеть» конфликт в его внешнем обличий, а перед тем, как анализировать продуктивность педагогического требования, необходимо иллюстрировать реальные формы существования педагогического требования.
Назовем основные способы конструирования этюда.
§ Поставим на первое место ролевую игру как наиболее яркую иллюстрацию социально-психологического явления, которое изучается на профессиональных занятиях педагогов.
§ Отметим большое влияние художественного образа, предъявленного произведениями живописи, танца, скульптуры, литературы, театра.
§ Факт из жизни великого человека обладает мощным воздействием, ибо великая личность чрезвычайно яркая во всех своих проявлениях, и «картинка» персоналии выдающейся личности запоминается основательно, служа в будущем представленческой опорой.
§ Рисунок, воспроизводящий эпизод реальной жизни или проблемную ситуацию повседневности, очень хорошо воспринимается студийцами, потому что вызывает особенное доверие («Это есть сама жизнь!»).
§ Графическое изображение, будучи, скорее символом, чем образом, тоже выполняет роль зрительной опоры для последующего абстрагированного рассмотрения явления.
§ При хорошем техническом оснащении вуза эффективно используются материалы видеои аудиозаписей, дающие изображение явления в динамике.
Представим, что преподаватель предлагает воспроизвести сценически два варианта общения педагога с детьми (текст на карточках). Один из вариантов иллюстрирует парадигму «администратор — ученик». Другой рисует картину общения «педагог — ребенок». Сопоставление становится импульсом для выявления сущностного признака педагогического общения.
- Глава 8. Профессиональная работа педагога с группой
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 9. Профессионально-педагогическое ораторское искусство (Информативно-речевое воздействие педагога)
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 10. Ситуация «осложненного поведения» детей и профессиональное педагогическое ее разрешение
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 11. Наблюдение за детьми как способ диагностирования их социально-психологического развития
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 12. Роль психофизического аппарата педагога в его профессиональной деятельности
- Вопросы для углубленного осмысления
- Раздел 3. Процесс овладения педагогической технологией Глава 13. Профессиональная студия в педвузе
- 1. Пролог
- 2. Этюд
- 3. Экспликация
- 4. Практикум
- 5. Рефлексия
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 14. Профессиональные. Мастерские в школе
- Вопросы для углубленного осмысления
- Глава 15. Индивидуальная работа педагога по овладению педагогической технологией
- Вопросы для углубленного осмысления
- Раздел 4. Личностная готовность педагога к профессиональной деятельности
- Глава 16. Критерий личностной готовности педагога к работе с детьми
- Глава 17. Ценностные отношения и профессионально-личностные качества педагога
- Вопросы для углубленного осмысления
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы студента