logo
Щуркова пед технологии3

Раздел 3. Процесс овладения педагогической технологией Глава 13. Профессиональная студия в педвузе

Прикладная дисциплина требует особой методики в изучении и овладении практической стороной науки. Педагогическая технология в процессе поисковой разработки и экспериментального внедрения в систему профессионального образования студента педвуза учебных занятий по овладению практическими умениями вырабатывала параллельно адекватную методику профессионального обучения. Ни традиционные академические лекции, ни семинарские занятия, ни практикумы не соответствовали особой природе новой научной дисциплины.

Требовалась особая разновидность учебных занятий, которые бы содержали в себе основательное теоретическое осмысление профессиональной работы с детьми и, одновременно, практическую проверку и опытное овладение соответствующими профессиональными умениями. Такого рода занятия получили название студии.

Суть студийных занятий (studio — ит. «изучение») аналогична тому, что составляет сущность студий живописцев, танцоров, певцов, скульпторов. В студии изучаешь и научаешься, развиваешь способность мыслить, набираешь опыт профессиональный.

Студийный вид обучения необходим при постижении теоретического материала в его практическом воплощении на практике. Студия проводится, как правило, в аудитории студенческой, в системе вузовского образования. Но в связи с модернизацией воспитательного процесса в школе, педагогическая студия используется изредка для повышения научно-педагогической квалификации педагогов-практиков. Педагогическую студию проводит преподаватель высокой квалификации (профессор, доцент).

Педагогическая студия — учебно-профессиональные занятия, призванные вооружать педагога на основе научно-теоретических знаний практическими умениями, наделяющая его профессиональным опытом до этапа самостоятельной профессиональной работы.

Многолетняя опытно-экспериментальная работа в вузах, а далее практический опыт внедрения и овладения методикой проведения студийных занятий выработали общую модель педагогической студии, которая обеспечивает качественную продуктивность учебных занятий.

Педагогическая студия необходима в профессиональной карьере и в целях поддержания профессионального уровня педагога - своеобразная профилактика квалификации - в актерском и спортивном мире это называют «держать себя в форме». Серьезная забота о сохранении «формы» вызывается тем, что возраст, оснащая опытом, тем не менее, способен производить деструктивное влияние на профессионализм, консервируя шаблоны, укрепляя трафареты. Регулярные студийные занятия выполняют суппортивную (фр. support — подставка, поддержка) функцию, но одновременно содействуют тому, чтобы педагоги-практики овладевали новыми достижениями педагогики.

Но студия — это еще и лаборатория педагогического творчества. «Давайте попробуем» - фраза, занимающая по частотности употребления в лексиконе студийцев первое место. «Проверяются» и «опробуются» любые теоретические и методические положения в их технологической транскрипции. На занятиях со студентами вуза или колледжа возможность «пробовать» особенно важна: надо рассеять образ прошлого воспитания, которым богаты студенты как бывшие школьники, и заменить его иным образом современного представления о воспитании.

Обратимся к структуре студийных занятий, ибо этот вопрос хорошо иллюстрирует сущность студийного обучения.