logo
34, 37-40

34. Методики оценки качества образовательных услуг

«Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям».

Качество процесса предоставления услуг имеет для потребителей столь же важное значение, что и качество услуг. Правильное определение методов, инструментов оценки на различных стадиях жизненного цикла делает возможным определять слабые и сильные стороны процесса, получить достоверную и надежную информацию, которая позволила бы контролировать и корректировать процесс предоставления услуг и улучшать результаты, т.е. управлять качеством.

Принято выделять два способа определения качества предосталения услуг в сфере образования.

Далее, оценка качества образования (система оценок) должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны, условно скажем, внешней среды – т.е. оценки потребителей образовательных услуг и внутренние оценки качества в самой системе образования.

Для этого выделим пять элементов системы образования:

1. Органы управления образованием (ОУО); Участие органов управления образованием в итоговых оценках обучающихся, ЕГЭ

2. Образовательные учреждения (ОУ); Текущие и итоговые оценки обучающегося. Внутренняя аттестация педагогических кадров.

3. Образовательные программы (ОП); Процесс не формализован. В перспективе желательно широкое участие педагогов в модернизации образовательных программ.

4. Обучающие;(обратной связи нет, мониторинг не проводится)

5. Обучающиеся. (обратной связи нет, мониторинг не проводится)

Выделим четыре субъекта (заказчиков и потребителей образовательных услуг):

- личность;

- производство;

- общество, государство;

- система образования.

Первый способ — формальный.

Государственные системы оценки качества образовательных услуг. В РФ аккредитацией и аттестацией образовательных учреждений занимается Министерство Образования РФ. Независимые системы аккредитации. Например, в сфере оценки программ МВА наиболее престижными принято считать AMBA (The Association of MBAs — Ассоциация выпускников МВА), EQUIS (European Quality Improvement System — Европейская Система Усовершенствования Качества), AACSB (The Association to Advance Collegiate Schools of Business — Американская ассоциация Университетских Школ Бизнеса).

Независимые внутригосударственные профессиональные организации и системы аккредитации. В Российской Федерации эта группа организаций представлена РАБО (Российская Ассоциация Бизнес-образования). Членство в этих ассоциациях свидетельствует о стремлении образовательного учреждения на государственном уровне принимать участие в разработке образовательных стандартов в представляемой области.

Рейтинги, как правило составляемые СМИ, берут за основу различные критерии. Поэтому рейтинга, который объективно и целостно оценил бы деятельность образовательного учреждения или качество образовательной программы, не существует. Тем не менее, существует ряд авторитетных СМИ, чьи исследования и оценки могут быть приняты к сведению.