34. Методики оценки качества образовательных услуг
«Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям».
Качество процесса предоставления услуг имеет для потребителей столь же важное значение, что и качество услуг. Правильное определение методов, инструментов оценки на различных стадиях жизненного цикла делает возможным определять слабые и сильные стороны процесса, получить достоверную и надежную информацию, которая позволила бы контролировать и корректировать процесс предоставления услуг и улучшать результаты, т.е. управлять качеством.
Принято выделять два способа определения качества предосталения услуг в сфере образования.
Далее, оценка качества образования (система оценок) должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны, условно скажем, внешней среды – т.е. оценки потребителей образовательных услуг и внутренние оценки качества в самой системе образования.
Для этого выделим пять элементов системы образования:
1. Органы управления образованием (ОУО); Участие органов управления образованием в итоговых оценках обучающихся, ЕГЭ
2. Образовательные учреждения (ОУ); Текущие и итоговые оценки обучающегося. Внутренняя аттестация педагогических кадров.
3. Образовательные программы (ОП); Процесс не формализован. В перспективе желательно широкое участие педагогов в модернизации образовательных программ.
4. Обучающие;(обратной связи нет, мониторинг не проводится)
5. Обучающиеся. (обратной связи нет, мониторинг не проводится)
Выделим четыре субъекта (заказчиков и потребителей образовательных услуг):
- личность;
- производство;
- общество, государство;
- система образования.
Первый способ — формальный.
Государственные системы оценки качества образовательных услуг. В РФ аккредитацией и аттестацией образовательных учреждений занимается Министерство Образования РФ. Независимые системы аккредитации. Например, в сфере оценки программ МВА наиболее престижными принято считать AMBA (The Association of MBAs — Ассоциация выпускников МВА), EQUIS (European Quality Improvement System — Европейская Система Усовершенствования Качества), AACSB (The Association to Advance Collegiate Schools of Business — Американская ассоциация Университетских Школ Бизнеса).
Независимые внутригосударственные профессиональные организации и системы аккредитации. В Российской Федерации эта группа организаций представлена РАБО (Российская Ассоциация Бизнес-образования). Членство в этих ассоциациях свидетельствует о стремлении образовательного учреждения на государственном уровне принимать участие в разработке образовательных стандартов в представляемой области.
Рейтинги, как правило составляемые СМИ, берут за основу различные критерии. Поэтому рейтинга, который объективно и целостно оценил бы деятельность образовательного учреждения или качество образовательной программы, не существует. Тем не менее, существует ряд авторитетных СМИ, чьи исследования и оценки могут быть приняты к сведению.
- 34. Методики оценки качества образовательных услуг
- Стандарты такой отчетности должны, очевидно, отражать:
- Модель превосходства
- Модель Поля Эйглие и Евгения Лангеарда («Сервакшн»-модель). Видимая и невидимая часть процесса обслуживания.
- Метод диаграммного проектирования
- Метод точек соприкосновения
- Метод потребительского сценария
- Метод реинжиниринга
- 37. Особенности ценовой политики в сфере образовательных услуг
- 40 Государственное регулирование ценообразования в сфере образовательных услуг
- 38. Стереотипы и подходы к ценовым проблемам оу
- Формирование каналов распределения образовательных услуг
- Канал распределения