logo
Покровская

Вступление

Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли — формы проявления и развития личности, а их успешная реализация — залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что жекасается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.

Важнейшим социальным свойством личности, формирующимся в организации и определяющим положение человека и его влияние на других людей, является авторитет.

Обычно с авторитетом связывают уважение, доверие, оказываемое работнику другими людьми, признание его компетентности в знании дела, нравственного превосходства. Иначе говоря, обычно авторитет связывают с личными свойствами человека. Однако такого рода авторитет можно наблюдать не только в организации, но при любом взаимодействии людей, при любой форме общения. В условиях организации авторитет определяется не только личными свойствами работника, но и его статусом, его положением в структуре управленческих отношений, теми правами и полномочиями, которыми он, в силу своего положения, обладает.

В организации авторитету возвращается его исходное значение — это не просто влияние, это власть (от лат. auctoritas — власть, воля). Авторитет означает право отдавать распоряжения и требовать их выполнения, располагая средствами наказания и поощрения. Авторитет означает право принимать решения и нести за них ответственность.

Таким образом, можно говорить о двух видах авторитета (формальном и неформальном), основанных на двух видах влияния, оказываемого личностью на других людей и возникающих в условиях собственно формальных и неформальных отношений. В зависимости от типа организации могут доминировать либо формальные, либо неформальные отношения и преобладать тот или иной тип власти, авторитета. Первый тип организации принято называть авторитарным, второй — демократическим.

Подробно об авторитарном и демократическом управлении и особенно руководстве будет сказано чуть позднее. Сейчас же следует рассмотреть условия и факторы, определяющие формирование авторитета и его использование.

Прежде всего следует сказать, что в любой реальной организации оба вида авторитета существуют одновременно и находятся в динамичных отношениях друг с другом.

Формальный авторитет педагог получает вместе с должностью, работой, статусом. Это своего рода основной капитал, который он получает вместе с назначением. Как и капитал, авторитет дол жен находиться в движении, в обороте. И вот в зависимости от того, насколько компетентными, успешными, действенными будут решения, принимаемые учителем в его статусе, на основе его полномочий, тем большим будет его авторитет, который будет прирастать за счет неформального авторитета. Возможен иной вариант, когда основной капитал формального авторитета не прирастает, а, напротив, растрачивается за счет потери неформального авторитета: распоряжения не выполняются, решения подвергаются сомнению, действия критикуются, авторитет статуса девальвируется.

Поскольку формальные отношения невозможны без неформальных, во всяком случае в реальной жизни, то оптимальным следует признать вариант, при котором оба вида авторитета взаимно дополняют друг друга. Однако достижение этого сочетания — задача непростая, особенно для педагога, что связано со спецификой его положения и его связи с людьми. Для учителя авторитет — свойство чрезвычайно ценное, постоянно оберегаемое. В отличие от учащегося, для которого авторитет связан с чувством собственного достоинства, для учителя авторитет кроме того и прежде всего — его деловое свойство, его свойство как педагога, основное условие успешности его деятельности.

Сложность положения учителя состоит в том, что он является связующим звеном между руководимым им школьным или классным коллективом и высшим руководством, исполнителем решений которого он является. Поскольку интересы этих групп могут быть различными и даже противоположными, педагог, приобретая авторитет, т.е. доверие, уважение или расположение одной группы, может тем самым способствовать падению своего авторитета в глазах другой группы.

Учитывая сложность этого положения руководителя школьного коллектива, а также важность фигуры руководителя для процесса управления, займемся непосредственно рассмотрением личности руководителя.