logo
PedPsy / лекция научение

Лекция: «Отечественные теории научения»

Существует множество теорий научения. В каждой из них можно выделить какой-то отдельный аспект изучаемого явления.           Согласно одним теориям, в процессе учения и научения существует единый механизм обучения (как у человека, так и у животных); другие теории рассматривают учение и научение как различные механизмы.

Ко второй группе относятся теории отечественных психологов и ряда зарубежных авторов.

У человека научение и учение рассматриваются ими как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. У животных научение трактуется как процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям.           Р.Г. Аверкин, проанализировав все многообразие теорий научения, выделил общие положения, с которыми, по его мнению, соглашается большинство исследователей:           1. Научение - это постепенное или скачкообразное изменение поведения. Существуют два типа временного протекания процесса научения. Такие формы научения, как классическое или оперантное обусловливание, протекают постепенно, а такие, как импринтинг или инсайт - моментально.

          2. Научение - это изменение поведения, не являющееся непосредственно следствием созревания организма, хотя развитие всегда сопровождается научением. Проблема научения тесно связана с проблемой развития и созревания. Иногда в молодом организме сложно отличить результат научения от результата созревания, поэтому научение предпочитают исследовать у взрослых.

          3. Научением не является изменение поведения при утомлении или в результате употребления психоактивных веществ.

          4. Упражнение улучшает процесс научения.

          5. Видовая принадлежность организма определяет возможности его научения.