19. Специальная психология как наука: объект, предмет, задачи, методы, принципы.
СП — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
Объектом СП явл. психика Ч, механизмы психического развития Ч, находящегося под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерности протекания компенсаторных и коррекционных процессов.
Предмет СП — различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.
Задачи СП:
1. исследование различных типов закономерностей отклоняющегося развития: общих - нарушения способности к приему и переработке, хранению и использованию информации, наруш словесной регуляции деятельности, замедленное формирование процессов обобщения и отвлечения, трудности символизации.
2. изучение возможностей и путей компенсации дефекта (наличие сохранных функций, включение компенсаторных механизмов, спец обуч рассчитанное на зону ближ. развития, т.е потенциальные возможности ребенка.
3. разработка методов диагностики и коррекции, психол аспектов коррекционного обучения: эксперимент (индивид, групп), наблюдение, изучение продуктов деятельности, анкетирование, тесты, но с учетом дефекта.
Принципы СП
1. пр. СИСТЕМНОСТИ корр профилакт и развивающ задач
- уровень благополучия
- уровень риска
- уровень актуальных трудностей развития
2. пр. ЕДИНСТВА диагностики и коррекции
3. пр. НОРМАТИВНОСТИ развития
Характеристики возр. нормы:
- особенность соц ситуации развития - соответствие норме
- Ур. сформированности псих новообразований данного возр этапа
- Ур. развития ведущей деятельности: общение матери --- предметная память --- ролевая игра --- общение со сверстниками --- учебно-професс --- трудовая
4. пр. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ - стратегия проведения координационной работы пути и способы ее реализации
5. пр. ИНТЕГРАЦИИ усилий соц. окружения
6. пр. Комплексного исп методов, приемов корр развития деятельности.
- 1. Особенности мышления уо детей.
- 3. Особенности мышления детей с нарушением слуха
- 6.Особенности позновательной сферы детей с зпр
- 7 Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
- 8. Особенности регулятивных психических прцессов(эмоции, воля, внимание, потребности и мотивы) у умственно отсталых детей.
- 9. Психологические параметры дизонтогенеза.
- ?. 10. Общение детей с нарушениями в развитии
- 11. Систематика детей с зпр
- 12. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с зпр
- 13. Основные категории специальной психологии: компенсация, коррекция, абилитация, реабилитация.
- ? 15. Содержание и органицация психокоррекционной работы с детьмис сенсорными нарушениями.
- 16. Варианты дизонтогенеза по классификации в.В. Лебединского.
- 17. Особенности мышления у детей с нарушениями зрения.
- 18. Содержание и организация психокоррекционной работы с детьми с нарушениями ода
- 19. Специальная психология как наука: объект, предмет, задачи, методы, принципы.
- 20 Особенности восприятия и памяти умственно отсталыхз детей.
- 22. Особенности ощущений, восприятия и памяти детей с нарушениями слуха.
- 26. Особенности речевого развития детей с нарушением слуха
- 27. Зпр как вариант дизонтогенеза
- 28. Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.
- 29. Особенности эмоционально волевой сферы детей с нарушением слуха
- 30. Причины умственной отсталости и ее основные формы.
- 32. Особенности эмоционально-волевой сферы и личностного развития при нарушениях зрения
- 33. Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития
- 35. Психическое развитие глухого ребенка в школьном возрасте.
- 36. Основные методы диагностики в специальной психологии
- 37.Особенности психического развития детей с дцп
- 42. Особенности памяти у детей с нарушениями зрения
- 45. Особенности ощущений, восприятия и представлений у слепых и слабовидящих
- 46.Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью