logo
ОТВЕТЫ К ГОСАМ

19. Специальная психология как наука: объект, предмет, задачи, методы, принципы.

СП — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Объектом СП явл. психика Ч, механизмы психического развития Ч, находящегося под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерности протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

Предмет СП — различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.

Задачи СП:

1. исследование различных типов закономерностей отклоняющегося развития: общих - нарушения способности к приему и переработке, хранению и использованию информации, наруш словесной регуляции деятельности, замедленное формирование процессов обобщения и отвлечения, трудности символизации.

2. изучение возможностей и путей компенсации дефекта (наличие сохранных функций, включение компенсаторных механизмов, спец обуч рассчитанное на зону ближ. развития, т.е потенциальные возможности ребенка.

3. разработка методов диагностики и коррекции, психол аспектов коррекционного обучения: эксперимент (индивид, групп), наблюдение, изучение продуктов деятельности, анкетирование, тесты, но с учетом дефекта.

Принципы СП

1. пр. СИСТЕМНОСТИ корр профилакт и развивающ задач

- уровень благополучия

- уровень риска

- уровень актуальных трудностей развития

2. пр. ЕДИНСТВА диагностики и коррекции

3. пр. НОРМАТИВНОСТИ развития

Характеристики возр. нормы:

- особенность соц ситуации развития - соответствие норме

- Ур. сформированности псих новообразований данного возр этапа

- Ур. развития ведущей деятельности: общение матери --- предметная память --- ролевая игра --- общение со сверстниками --- учебно-професс --- трудовая

4. пр. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ - стратегия проведения координационной работы пути и способы ее реализации

5. пр. ИНТЕГРАЦИИ усилий соц. окружения

6. пр. Комплексного исп методов, приемов корр развития деятельности.