4. Современное мировое образовательное пространство.
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.
С конца XX века для мирового образовательного пространства характерны следующие важные тенденции:
переход от элитарного образования к высококачественному образованию для всех;
углубление межгосударственного сотрудничества в области образования, причем динамизм данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников;
существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека (политологии, психологии, социологии, культурологии, риторики, экологии, эргономики, экономики);
значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытом для формирования международной образовательной среды, наднациональных по характеру знаний и приобщения людей к мировым ценностям.
Вместе с тем в мировом образовании набирают силу следующие процессы: стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования для всего населения страны и преемственность его ступеней и уровней; предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям; обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа независимо от национальной и расовой принадлежности); повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования; поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.
К настоящему времени в мире сложились различные образовательные модели. Среди них:
российская модель: общеобразовательная школа – полная средняя школа – лицей, колледж – институт, университет, академия – аспирантура, докторантура;
американская модель: младшая средняя школа – средняя школа – старшая средняя школа – колледж двухгодичный – колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура;
французская модель: единый колледж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей-университет, магистратура, аспирантура;
немецкая модель: общая школа – реальное училище, гимназия, основная школа – институт, университет, аспирантура;
английская модель: объединенная школа – грамматическая и современная школа-колледж – университет, магистратура, аспирантура.
Существуют и другие оригинальные модели, в частности, китайская и японская. Происходит синтез ряда моделей.
В целом поиск новых моделей образования продолжается, и этот процесс непрерывен. Но всегда эффективность определенной модели образования подтверждается практикой.
- I.Педагогика как наука
- Задачи и функции педагогики.
- 2. Методы педагогики.
- 3. Основные понятия педагогики.
- Новые информационные технологии (нит)
- 4. Педагогика как система.
- 5. Общекультурное значение педагогики
- Вопросы
- 2. Педагогика Средневековья и Возрождения.
- 3. Западноевропейская педагогика XVIII – XIX вв.
- 4. Современная зарубежная педагогика.
- 5. Развитие педагогики в России.
- Вопросы
- Тест II
- 2. Образовательная система России.
- 3. Концепция непрерывного образования.
- 4. Современное мировое образовательное пространство.
- Вопросы
- Тест III
- 2. Организация учебной деятельности.
- 3. Организация и управление педагогическим процессом.
- Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.
- Вопросы
- Цели воспитания и самовоспитания.
- 2. Воспитательное воздействие.
- 3. Виды воспитания.
- 4. Стили воспитания.
- 5. Модели воспитания.
- Вопросы
- 2. История развития психологического знания.
- 3. Психологические концепции XX века.
- 4. Основные направления в психологии.
- 5. Место психологии в системе наук.
- Вопросы
- Тест VI
- 7. В буквальном переводе с немецкого языка понятие «гештальт» означает:
- 2. Психика и организм.
- 3. Психика, поведение, деятельность.
- 4. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.
- 5. Структура психики.
- 6. Сознание и его структура.
- 7. Соотношение сознания и бессознательного.
- Вопросы
- Восприятие: виды и свойства.
- Свойства восприятия:
- Воображение: виды и формы проявления.
- Внимание и его свойства, развитие внимания.
- 2. Ощущения: классификация и свойства.
- 3. Эмоции, их виды, эмоциональные состояния.
- Вопросы
- Тест VIII
- 2. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
- 3. Проблема личности в психологии.
- Теории личности.
- Целостную личность характеризуют:
- Вопросы
- 1. Каково содержание понятия «личность»?
- Тест IX
- 6. Теория личности это:
- 2. Виды общения.
- Методы и навыки ведения деловых переговоров.
- 3. Психология малых групп, межгрупповые отношения.
- 4. Конфликты, типы конфликтов, пути их разрешения.
- Вопросы
- 1. Раскройте содержание понятия «общение».
- 2. Психология и труд, профессиональная психология.
- 3. Инженерная психология.
- 4. Экономическая психология.
- 5. Юридическая психология.
- 6. Политическая психология.
- 7. Экологическая психология.
- Вопросы
- 1. Чем обусловлено возрастание роли психологии во всех сферах жизнедеятельности современного общества?
- Тест XI