Тема «Члены предложения»
На доске написаны и закрыты слова:
огород морозы
дорога вороны
1. Узнавание слова по описанию
Учитель приглашает одного ребенка, дает ему иллюстрацию и просит описать предмет, не называя его. Когда слово названо, то карточку, закрывающую его, учитель снимает. Аналогичную работу проводит и со вторым словом. Над открывшимися словами в первом столбике дети ведут наблюдение.
— Что заметили? (Это словарные слова, в них есть сочетание –оро-, существительные единственного числа, три слога, три согласные и три гласные буквы и т.д.)
2. Разгадывание ребусов:
Учитель открывает слова и проводит над ними аналогичное наблюдение.
— Что заметили? (Это словарные слова, в них есть окончание -оро-. существительные множественного числа, три гласные, три согласные, три слога и т.д.)
Во время наблюдения учитель делает на доске пометы: ед. ч., мн. ч., обозначает гласные, подчеркивает сочетание -оро- и др.
3. Наблюдение за словами по строчкам
— Что вы заметили? Что у них общего? Чем слова различаются?
4. Установление возможной взаимосвязи между словами
— Подумайте и скажите, как эти слова могут быть связаны между собой. (Эти слова в предложении связаны тематически, например: Огород может быть около дороги; вороны прилетели в огород; вороны ходили по дороге и др.)
5. Развитие речи
— Используя эти слова (одно слово в одном предложении), составьте рассказ. (Например: Наступили сильные морозы. Дорога замерзла. По ней смешно ковыляли вороны. Они направлялись в огород. Или другой пример: Вороны — смелые птицы. Они не боятся морозов. Часто их можно увидеть в огороде у наших соседей. Идя по дороге, я наблюдаю, как они добывают себе корм».)
6. Разминка. Выполнение деформированных заданий или «пустые клетки»
Задание:
гриб -> грибок -> ! ! (грибочек)
сила -> !___! -> сильнейший (сильный)
7. Закрепление полученных знаний. Выполнение упражнений и заданий.
1. Как сказать одним словом?
Лиса, заяц, медведь — это ... (животные).
Картофель, морковь, свёкла — это ... (овощи).
Окунь, щука, минтай - это ... (рыбы).
2. Упражнение № 163 на с. 60.
......., ... — это посуда.
...,..., ... — это мебель.
...,.... ... — это инструменты.
Слова для справок: кастрюля, кровать, рубанок, молоток, чашка, кресло, пила, сковорода, шкаф.
3. Самостоятельное составление аналогичного задания.
4. Обобщенное задание (в форме теста): ученикам нужно выбрать правильный ответ и показать на веере.
Стул - это ... . 1. мебель; 2. отдых; 3. комната.
Ученик — это ... . 1. школа; 2. человек; 3. учёба.
Яблоко — это ... . 1. дерево; 2. фрукт; 3. овощ.
I. Как сказать одним словом?
Лиса, заяц, медведь — это ... (животные).
Картофель, морковь, свёкла — это ... (овощи).
Окунь, щука, минтай - это ... (рыбы).
2.3 Результаты коррекционной работы по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.
Проведя коррекционно-развивающую работу с младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью, нами были сделаны контрольные срезы по методикам констатирующего этапа экспериментального исследования.
Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапа эксперимента, мы сделали соответствующие выводы.
1. Методика «Пьерона-Рузера».
Цель, ход и оценка результатов методики представлены в параграфе 2.1.
Промежуточные результаты методики «Пьерона-Рузера» представлены в Приложении 1 таб. 1.2.
Обобщенный анализ результатов методики «Пьерона-Рузера» представлены в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1.
Уровень развития объема и устойчивости внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Всего учащихся | Этапы эксперимента | Уровни выполнения задания | |||||
высокий | средний | низкий | |||||
количество учащихся | % | количество учащихся | % | количество учащихся | % | ||
20 | Констатирующий | 0 | 0 | 7 | 35 | 13 | 65 |
20 | Контрольный | 1 | 5 | 12 | 60 | 7 | 35 |
Из таблицы 2.3.1. видно, что на контрольном этапе 1 учащийся из 20, что составило 5% от всего количества испытуемых, справился с заданием на высоком уровне. При выполнении задания они были очень внимательны, с интересом выполняли его. Саша Р. (8 лет) быстро запомнил условные обозначения, после первой заполненной строчки перестал смотреть на образец. Сравнивая результат контрольного с результатом констатирующего эксперимента, можно сказать, что уровень развития объема и устойчивости внимания увеличился на 5%.
На среднем уровне задание выполнили 12 учеников из 20, что составило 60% от всего количества испытуемых. Они справились с заданием самостоятельно, старались не смотреть на образец, но допустили незначительные ошибки. Так, например, Саша В. (8 лет) улучшил свой результат. Он на выполнение задания затратил не более 3 минут, допускал незначительные ошибки, но работал аккуратно. Сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента, можно сказать, что уровень развития объема и устойчивости внимания увеличился на 25%.
Работы 7 учащихся из 20, что составило 35% от всего количества испытуемых, были отнесены к низкому уровню. Учащиеся работали небрежно, часто исправляли, допускали ошибки или пропускали фигуры. Так, например, необходимо отметить, что работа Вовы А. (8 лет) хотя и была отнесена к низкому уровню, но ученик повысил свой личный результат. Задание было практически выполнено и уменьшилось количество допускаемых ошибок. Сравнивая результаты двух экспериментов, можно сказать, что уровень развития объема и устойчивости внимания на низком уровне уменьшился на 30%.
Таким образом, на основании полученных данных можно судить, что уровень объема и устойчивости внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на контрольном этапе улучшился на 30% и находится на среднем уровне.
Соответственно, можно сделать вывод, что предложенные нами специальные упражнения на уроках русского языка способствовали повышению уровня развития объема и устойчивости внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
2. Методика «Корректурная проба».
Цель, ход и оценка результатов методики представлены в параграфе 2.1.
Промежуточные результаты методики «Корректурная проба» представлены в Приложении 2 таб.2.2.
Обобщенный анализ результатов методики «Корректурная проба» представлены в таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2.
Уровень развития устойчивости и концентрации внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Всего учащихся | Этапы эксперимента | Уровни выполнения задания | |||||
высокий | средний | низкий | |||||
количество учащихся | % | количество учащихся | % | количество учащихся | % | ||
20 | Констатирующий | 0 | 0 | 6 | 30 | 14 | 70 |
20 | Контрольный | 1 | 5 | 11 | 55 | 8 | 40 |
Из таблицы 2.3.2. видно, что на контрольном этапе 1 учащихся их 20, что составило 5% от всего количества испытуемых, справился с заданием на высоком уровне. Саша P. сосредоточенно и самостоятельно в течение определенного времени работал и не допустили ни единой ошибки, он внимательно проверял сделанное, если допускал ошибки, то замечал их и исправлял самостоятельно. Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапа эксперимента, мы видим, что уровень устойчивости и концентрации внимания на высоком уровне увеличился на 5%.
На среднем уровне задания выполнили 11 учеников из 20, что составило 55% от всего количества испытуемых. При выполнении задания учащиеся работали самостоятельно, на по ходу допускали немногочисленные ошибки. Так, например, Катя П. (8 лет) и Женя В. (8 лет) улучшили свои результаты. Они полностью приняв задание, удержали инструкцию до конца его выполнения. Количество допускаемых ими ошибок значительно уменьшилось. Следовательно, сравнивая результаты двух экспериментов, мы видим, что на среднем уровне на 25% увеличился уровень устойчивости и концентрации внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Часть учащихся показали низкий уровень: 8 школьника из 20, что составило 40% от всего количества испытуемых. Эти учащиеся не проявили интереса к заданиям, в процессе работы допускали многочисленные ошибки. Так, например, Коля А. (8 лет) и Маша Ж. (9 лет) повысили свои результаты. Они до конца задания сохранили инструкцию, но из-за трудности сконцентрировать внимание на работе, допускали ошибки. Поэтому, сравнивая результаты методики на двух этапах можно сказать, что уровень развития устойчивости и концентрации внимания на данном уровне уменьшился на 30%.
Таким образом, на основании полученных данных можно увидеть, что уровень устойчивости и концентрации внимания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на контрольном этапе улучшился на 30% и находится на среднем уровне.
Соответственно, можно сделать вывод, что предложенные нами специальные упражнения на уроках русского языка способствовали повышению уровня развития устойчивости и концентрации внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
3. Методика «Таблица Шульте».
Цель, ход и оценка результатов методики представлены в параграфе 2.1.
Промежуточные результаты методики «Таблица Шульте» представлены в Приложении 3 таб. 3.2.
Обобщенный анализ результатов методики «Таблица Шульте» представлены в таблице 2.3.3.
Таблица 2.3.3.
Уровень развития переключения внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Всего учащихся | Этапы эксперимента | Уровни выполнения задания | |||||
высокий | средний | низкий | |||||
количество учащихся | % | количество учащихся | % | количество учащихся | % | ||
20 | Констатирующий | 0 | 0 | 7 | 35 | 13 | 65 |
20 | Контрольный | 1 | 5 | 12 | 60 | 7 | 35 |
Из таблицы 2.3.3. видно, что на контрольном этапе 1 учащийся из 20, что составило 5% от всего количества испытуемых, имеет высокий уровень выполнения задания. Следовательно, мы видим, что уровень переключения внимания увеличился на 5%.
Средний уровень переключения внимания показали 12 учащихся их 20, что составило 60% от всего количества испытуемых. Первые две серии задания школьники выполнили очень быстро и без ошибок, а вот на третьей серии возникли трудности. Так, например, Таня Ж. (8 лет), Рома Н. (9 лет) и Руслан П. (9 лет) в середине третьей серии задания стали делать замену (вместо черной называли красную цифру и наоборот). Сравнивая этот результат с результатом констатирующего эксперимента, можно сказать, что у данных школьников улучшился результат, что позволяет увидеть увеличение уровня переключения внимания на 25%.
К низкому уровню были отнесены результаты исследования 7 учащихся из 20, что составило 35% от числа испытуемых. Учащиеся не справились с заданием из-за того, что допускали многочисленные ошибки, делали паузы, проявляли нежелание выполнять задание. Так, например, работы Саши В. (8 лет), Жени В. (8 лет), Ани Е. (8 лет), Пети П. (8 лет) и Коли Д. (9 лет) были отнесены к низкому уровню выполнения задания. Они не могли быстро сориентироваться в работе и затруднялись назвать по порядку цифры, что указывает на большие трудности при переключении внимания. Но, сравнивая результаты двух экспериментов, мы видим, что учащиеся улучшили свой результат, что позволяет сказать, что уровень развития переключения внимания уменьшился на 30%.
Проанализировав результаты данной методики, мы видим, что уровень переключения внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на контрольном этапе хоть и остался на низком уровне, но он значительно приблизился к среднему и улучшился на 30%.
Соответственно, можно сделать вывод, что предложенные нами уроки и подобранные упражнения по русскому языку способствуют успешному повышению уровня развития переключения внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Итак, мы видим, что на контрольном этапе экспериментального исследования у большинства учащихся с интеллектуальной недостаточностью развитие внимания находится на среднем уровне и составляет 65% (см. Приложении 4). Полученные данные говорят нам о наличии некоторых трудностей в развитии внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Нарушены все свойства внимания, что указывает на малый объем внимания, на колебания устойчивости внимания и его концентрации, проявляющиеся в периодических изменениях работоспособности и в быстрой утомляемости учеников. Присущие младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью грубые нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида.
Таким образом, поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются актуальными и поэтому предлагаемыми нами специальных упражнений на уроках русского языка окажут существенную помощь при исправлении недостатков внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Итак, сравнивая результаты контрольного и констатирующего экспериментального исследования можно сделать вывод, что у учащихся 1-2 классов с диагнозом легкая умственная отсталость во время формирующего этапа экспериментального исследования произошли значительные изменения в развитии внимания. У многих учащихся повысился уровень объема устойчивости и концентрации внимания (диаграмма 2): умение, не отвлекаясь, выполнять задания в течение определенного времени и при этом воспринимать большее количество объектов. Так как младшие школьники испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой, мы в ходе уроков использовали так виды деятельности, чтобы они удерживали внимание учащихся на выполняемой задаче, что позволило нам повысить уровень развития переключения внимания.
На основе результатов экспериментального исследования нами были разработаны рекомендации для педагогов по развитию внимания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и коррекции его недостатков на уроках русского языка:
- Определять заранее, что на развитие внимания будет направлено в ходе урока наибольшее воздействие, и как лучше осуществлять регуляцию этого психического процесса в целях его совершенствования.
- Уделять особое внимание учебно-материальному обеспечению уроков (оснащение материалами и инструментами высоко качества).
- Обеспечить эстетические условия для осуществления коррекционно-воспитательной работы (оснащение учебного процесса наглядным материалом, который в наибольшей степени отвечает требованиям эстетики).
- Соблюдать охранительный режим, что оказывает положительное воздействие на учащихся, предполагает обеспечение на уроках русского языка спокойной деловой обстановки, четко организованного и привычного хода работы.
- Разговаривать во время урока ровным, спокойным, доброжелательным тоном, а педагогическим тактом, заинтересованным отношением к выполняемому учеником заданию создавать атмосферу творчества и взаимного понимания.
- Строить каждый урок в тесном единстве с дидактическими, воспитательными и коррекционными целями.
- Проводить на заключительном этапе каждого урока русского языка оценку работ учащихся.
Таким образом, коррекция нарушений внимания, свойственных школьникам с интеллектуальной недостаточностью осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения. Умение активно и сосредоточенно выполнять предложенные задания на уроке русского языка. Таким образом, специальные упражнения, используемые на уроках русского языка, положительно влияют на развитие внимания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Для развития внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью нами были специально подобраны упражнения, направленные на увеличение объема внимания, уровня распределения, концентрацию, устойчивость (см. Приложение 5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Н.Ф. Добрынин писал, что необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности.
Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования внимания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью показали, что проблема является актуальной.
Внимание в жизни и деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Специалисты выявили, что у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью снижен порог внимания. Страдают все функции внимания: объем, устойчивость и концентрация. Особенно следует отметить непреодолимые трудности при переключении внимания с одного объекта на другой.
Присущие младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью грубые нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Поэтому, учитывая наличие данных недостатков внимания, мы пришли к выводу, что необходимо проводить коррекционно-развивающую работу с учащимися с целью предупреждения и исправления имеющихся нарушений. При этом коррекция должна осуществляться с помощью определенных средств. В данной работе средством коррекции внимания мы выбрали уроки русского языка. Поэтому гипотеза нашей выпускной квалификационной работы заключалась в том, что специальные упражнения на уроках русского языка оказывают положительное влияние на развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Проведенная нами исследовательская работа показала, что у учащихся 1-2 классов с интеллектуальной недостаточностью страдает внимание. По результатам констатирующего эксперимента мы определили, что у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нарушены все свойства внимания, но не у всех учащихся одинаково. Многие ученики не в состоянии активно переключать внимание, и в большей степени страдает объем. Другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.
На формирующем этапе нами были использованы ряд уроков и специально подобранных упражнений для развития внимания учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
На контрольном этапе нашего экспериментального исследования нами были сделаны контрольные срезы знаний по методикам констатирующего эксперимента. Сравнивая результаты этих двух этапов эксперимента, мы увидели, что под влиянием коррекционно-развивающей работы постепенно расширились возможности учащихся замечать, интенсивно выполнять несложную однообразную работу, обобщать и осмысливать воспринятое. Они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Таким образом, в ходе нашего экспериментального исследования была подтверждена гипотеза о влиянии специальных упражнений на развитие внимания детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка.
Цели и задачи нашей выпускной квалификационной работы так же подтвердились, об этом может свидетельствовать наличие тех недостатков внимания, которые мы выявили, изучая теоретические источники.
Проблема развития внимания у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью остается актуальной на сегодняшний день. Поэтому мы считаем, что разработанные нами рекомендации, а так же подобранные специальные упражнения по русскому языку, направленные на развитие внимания, окажут помощь педагогам, родителям, воспитателям в устранении нарушений внимания у младших школьников специального (образовательного) учреждения VIII вида.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Айзенберг Б.И. Сравнительная характеристика распределения внимания в мыслительной деятельности у учащихся образовательных и вспомогательных школ. //Дефектология. - 1984. - № 6. - С. 8-13.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе-2004.-316с.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. / Под ред. Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисаровой, Т.А. Добровольской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
Баскакова И.Л. Внимание школьников - олигофренов. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. – 128 с.
Баскакова И.Л. О переключении внимания дебилов в умственной и сенсомоторной деятельности. // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под ред. Ж.И. Шиф, Т.Н. Головиной. – М.: Педагогика, 1977. – С. 81 – 88.
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. - М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1967. – 207 с.
Вопросы психологии внимания. – Саратов: СГПИ, 1979. – 96 с.
Воспитание и обучение во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа – ПРЕСС, 1994. – 416 с.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Просвещение, 1960. – 500 с.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 150 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Юрайт, 2002. – 336 с.
Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский И.В., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. //Дефектология. – 1983. - № 6. - С. 13-16.
Дефектология. Словарь-справочник. / Под. ред. Б.П. Пузанова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005. – 208 с.
Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. - М.: Педагогика, 1990. – 55 с.
Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.: 1998. – 94 с.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1995. – 112 с.
Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970. – 152с.
Кузьмина–Сыромятникова Н.Ф. Пропедевтика обучения арифметики во вспомогательной школе.–М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. – 96 с.
Лебединский В.В. Нарушения психологического развития у детей. – М.: Изд-во МГУ, 1985.– 167с.
Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232с.
Лиепиня С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ. //Дефектология. – 1977. - № 5. - С. 20-25.
Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения. // Принцип системности в психологических исследованиях. — М.: Наука, 1990. — С. 10—18.
Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушением умственного развития. – Иркутск: ИГПИ, 1992. – 159 с.
Матюгин И.Ю., Аскоченко Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. - М.: Эйдос, 1996. – 114 с.
Немов Р.С., Психология: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений: В 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развитии (Олигофренопедагогика). / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
Переслени Л.И. Анализ корректурной пробы в дифференциально-диагностическом аспекте. // Дефектология. – 1979. - №5. – С. 23 – 31.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1972. – 126 с.
Перова М.Н. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 1968. – 158 с.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: «Академия», 2002. – 160 с.
Понарядово Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью. //Вопросы психологии. – 1982. - № 2. - С. 51-52.
Практикум по олигофренопсихологии. — Ленинград: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1980. – 80 с.
Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – Питер.: СПб., 2001. – 256 с.
Психологическая коррекция умственного развития учащихся. / Под ред. НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. – М.: Б. И., 1990. –124 с.
Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н. Головиной. — М: Педагогика, 1980. – 176 с.
Психологический словарь. / Под ред. Н.Н. Авдеева и др. – М.: Педагогика – пресс, 1977. – 438 с.
Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: АСТ, 2006. – 479 с.
Рожкова Л.А., Переслени Л.И. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики. // Дефектология. — 2001. — №4. — С. 3- 11.
Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания. - М.: Информ. – реклам. – Изд. фирма «Тривола», 1995. – 347 с.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986. – 190 с.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 1999. – 414 с.
Сенсорное воспитание в детском саду. / Под ред. Н.Н. Подъякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 400 с.
Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания и умственного отсталых учащихся младших классов. // Дефектология. – 2003. - №2. – С. 18 – 25.
Эстетическое воспитание в вспомогательной школе. / Под ред. Т.Н. Головиной. – М.: Просвещение, 1972. – 104 с.
Ягодовский К.П. Наглядность преподавания в специальных школах // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. – М.: Просвещение, 1974. – Вып. 7. – 52 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Уровень объема и устойчивости внимания учащихся 1-2 классов с нарушением интеллекта
Таблица 1.1. Констатирующий этап
№ | Имя Ф. | Уровни успешности | ||
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | ||
1 класс |
|
|
| |
1. | Вова А. | + |
|
|
2. | Катя П. | + |
|
|
3. | Таня Ж.. |
| + |
|
4. | Олег Т. | + |
|
|
5. | Коля А. | + |
|
|
6. | Саша Р. |
| + |
|
7. | Петя П. |
| + |
|
8. | Аня Е. |
| + |
|
9. | Женя В. | + |
|
|
10 | Саша В. | + |
|
|
2 класс |
|
|
| |
1. | Рома Н. |
| + |
|
2. | Павлик Т. | + |
|
|
3. | Сережа Р. | + |
|
|
4. | Люда П. |
| + |
|
5. | Маша Ж.. | + |
|
|
6. | Руслан П. | + |
|
|
7. | Алеша Р. | + |
|
|
8. | Юля К. | + |
|
|
9. | Коля Д. |
| + |
|
10. | Даша Л. | + |
|
|
Таблица 1.2. Контрольный этап
-
№
Имя Ф.
Уровни успешности
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
1 класс
1.
Вова А.
+
2.
Катя П.
+
3.
Таня Ж..
+
4.
Олег Т.
+
5.
Коля А.
+
6.
Саша Р.
+
7.
Петя П.
+
8.
Аня Е.
+
9.
Женя В.
+
10
Саша В.
+
2 класс
1.
Рома Н.
+
2.
Павлик Т.
+
3.
Сережа Р.
+
4.
Люда П.
+
5.
Маша Ж..
+
6.
Руслан П.
+
7.
Алеша Р.
+
8.
Юля К.
+
9.
Коля Д.
+
10.
Даша Л.
+
Приложение 2.
Уровень устойчивости и концентрации внимания учащихся 1-2 классов с нарушением интеллекта
Таблица 2.1. Констатирующий этап
№ | Имя Ф. | Уровни успешности | ||
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | ||
1 класс |
|
|
| |
1. | Вова А. | + |
|
|
2. | Катя П. | + |
|
|
3. | Таня Ж.. |
| + |
|
4. | Олег Т. | + |
|
|
5. | Коля А. | + |
|
|
6. | Саша Р. | + |
|
|
7. | Петя П. |
| + |
|
8. | Аня Е. |
| + |
|
9. | Женя В. | + |
|
|
10 | Саша В. |
| + |
|
2 класс |
|
|
| |
1. | Рома Н. |
| + |
|
2. | Павлик Т. | + |
|
|
3. | Сережа Р. |
| + |
|
4. | Люда П. | + |
|
|
5. | Маша Ж.. | + |
|
|
6. | Руслан П. | + |
|
|
7. | Алеша Р. | + |
|
|
8. | Юля К. | + |
|
|
9. | Коля Д. | + |
|
|
10. | Даша Л. | + |
|
|
Таблица 2.2. Контрольный этап
№ | Имя Ф. | Уровни успешности | ||
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | ||
1 класс |
|
|
| |
1. | Вова А. | + |
|
|
2. | Катя П. |
| + |
|
3. | Таня Ж.. |
| + |
|
4. | Олег Т. | + |
|
|
5. | Коля А. | + |
|
|
6. | Саша Р. |
|
| + |
7. | Петя П. |
| + |
|
8. | Аня Е. |
| + |
|
9. | Женя В. |
| + |
|
10 | Саша В. |
| + |
|
2 класс |
|
|
| |
1. | Рома Н. |
| + |
|
2. | Павлик Т. | + |
|
|
3. | Сережа Р. | + |
|
|
4. | Люда П. | + |
|
|
5. | Маша Ж.. | + |
|
|
6. | Руслан П. | + |
|
|
7. | Алеша Р. |
| + |
|
8. | Юля К. |
| + |
|
9. | Коля Д. |
| + |
|
10. | Даша Л. |
| + |
|
Приложение 3.
Уровень переключения внимания учащихся 1-2 классов с нарушением интеллекта
Таблица 3.1. Констатирующий этап
-
№
Имя Ф.
Уровни успешности
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
1 класс
1.
Вова А.
+
2.
Катя П.
+
3.
Таня Ж..
+
4.
Олег Т.
+
5.
Коля А.
+
6.
Саша Р.
+
7.
Петя П.
+
8.
Аня Е.
+
9.
Женя В.
+
10
Саша В.
+
2 класс
1.
Рома Н.
+
2.
Павлик Т.
+
3.
Сережа Р.
+
4.
Люда П.
+
5.
Маша Ж..
+
6.
Руслан П.
+
7.
Алеша Р.
+
8.
Юля К.
+
9.
Коля Д.
+
10.
Даша Л.
+
Таблица 3.2. Контрольный этап
№ | Имя Ф. | Уровни успешности | ||
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | ||
1 класс |
|
|
| |
1. | Вова А. | + |
|
|
2. | Катя П. | + |
|
|
3. | Таня Ж.. |
| + |
|
4. | Олег Т. |
|
|
|
5. | Коля А. | + |
|
|
6. | Саша Р. |
| + | + |
7. | Петя П. | + |
|
|
8. | Аня Е. | + |
|
|
9. | Женя В. | + |
|
|
10 | Саша В. | + |
|
|
2 класс |
|
|
| |
1. | Рома Н. |
| + |
|
2. | Павлик Т. |
| + |
|
3. | Сережа Р. |
| + |
|
4. | Люда П. |
| + |
|
5. | Маша Ж.. |
| + |
|
6. | Руслан П. |
| + |
|
7. | Алеша Р. |
| + |
|
8. | Юля К. |
| + |
|
9. | Коля Д. |
| + |
|
10. | Даша Л. |
| + |
|
Приложение 4.
Таблица 4.1. Уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта на констатирующем этапе
Название методики | Уровни выполнения задания | |||||
Высокий | средний | низкий | ||||
количество учащихся | % | количество учащихся | % | количество учащихся | % | |
«Пьерона - Рузера» | 0 | 0 | 7 | 35 | 13 | 65 |
«Корректурная проба» | 0 | 0 | 6 | 30 | 14 | 70 |
«Таблица Шульте» | 0 | 0 | 7 | 35 | 13 | 65 |
Диаграмма 2
Таблица 4.2. Уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта на контрольном этапе
Название методики | Уровни выполнения задания | |||||
Высокий | средний | низкий | ||||
количество учащихся | % | количество учащихся | % | количество учащихся | % | |
«Пьерона - Рузера» | 1 | 5 | 12 | 60 | 7 | 35 |
«Корректурная проба» | 1 | 5 | 11 | 55 | 8 | 40 |
«Таблица Шульте» | 1 | 5 | 12 | 60 | 7 | 35 |
Диаграмма 1
Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.
Упражнение №1.
Это упражнение лучше проводить коллективно, чтобы школьнику было с кем соревноваться. Приготовьте карточки, составленные по образцу. По сигналу «внимание» покажите учащемуся материал, но не больше, чем на 10 секунд. Учащийся должен постараться прочесть предъявленный материал и записать его. При этом скажите школьнику, что если он записал правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то он выиграл. Если меньше, то проиграл. По мере тренировок увеличивайте объем материала.
Варианты материала:
Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв,
например:
РБВЛКТМЦ
ЖКПРЧДЗНТК
КПТНСДШРВТБЧ……….
Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв,
например: стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор…
Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:
Я бегу
Дай мне
Дым идет ….
Это задание можно проводить так же на цифровом материале.
Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.
Упражнение №2.
Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Учащийся должен запомнить текст и посчитать число ударов. Если вы занимаетесь с несколькими школьниками, можно провести это упражнение в форме соревнования. В процессе занятий количество предложений используемых в тексте, увеличивается.
Упражнение №3.
Школьнику предлагается таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Объясняется, что девять чисел пропущено, и предлагается за определенное время зачеркнуть в контрольной графе те числа, которые пропущены в таблице.
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания
Упражнение №4.
Арифметический диктант, состоящий из нескольких действий. Например, даны два числа: 6 и 3 … сложи первое и второе … и от полученного числа отними 2 … затем отними еще 4 … запиши ответ.
Упражнение №5.
Учащимся предлагается внимательно рассмотреть предлагаемые предметы в течение некоторого времени. Затем предметы убираются, а школьники должны подробно их описать, указать величину, цвет, форму и т.д.
Упражнение №6.
Учащимся предлагается таблица с парами чисел и букв черного и белого цвета, которую они должны рассмотреть и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12. Все числа белого цвета в обратном порядке от 12 до 1. После чего поочередно искать числа черного цвета от 1 до 12 и белого от 12 до 1.
Упражнения, направленные на тренировку распределения внимания.
Упражнение №7.
Учащимся предлагается выделить и подчеркнуть слово, спрятанное среди букв: БСОЛНЦЕИТРАНВСТОЛРЮДЖМЕТОКГГЩШЩАТМАШ…
Упражнение №8.
Учащимся предлагается две таблицы, одна с числами, другая пустая, которую детям необходимо заполнить, расставляя числа в порядке возрастания.
Данные упражнения можно использовать на коррекционных занятиях, варьируя и модифицируя их. А для наибольшего интереса учащихся можно использовать элемент соревновательности или игровые компоненты в ходе коррекции нарушений внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.
Приложение 5.
Игры, направленные на развитие внимания.
Игра «Муха»
Эта игра также направлена на развитие концентрации внимания. Для её проведения потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3 x 3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки и т.д.).
Игра проводится в течение 5- 10 мин. 2- 3 раза в неделю в течение 1- 2 месяцев.
Играть могут дети 7- 17 лет.
Задания выполняются в парах. Каждой паре играющих даётся по листу с расчерченным игровым полем и по одной фишке
Инструкция к заданию звучит следующим образом: «Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка- «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернётся и, не глядя на поле. Будет подавать команды, другой- передвигать «муху». Нужно постараться продержать «муху» на поле в течение 5 мин. И не дать ей улететь. Затем партнёры меняются ролями. Если «муха улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдёт раньше. Всё понятно?»
Усложнение игры идёт за счёт того, что играющие объединяются по трое. Двое по очереди подают команды, стараясь удержать «муху» на поле. Третий контролирует «полёт». Тот, кто раньше договоренного времени упустит «муху», уступает воё место контролёру. Если все укладываются в отведенное время, то ролями меняются по очереди.
Игра втроём занимает не больше 10 мин., т.е. по три минуты на каждого. Выигрывает тот, кто продержится в своей роли всё отведенное время.
«Перепутанные линии»
Это задание также ориентировано на развитие концентрации внимания у детей.
Для его проведения необходимы карточки размером 12 x 7, на которых нарисованы перепутанные линии одного цвета.
Игра проводится с детьми 6- 17 лет.
Время выполнения 3- 5 мин. Ежедневно в течение 3- 4 недель.
Занятие может быть организовано как индивидуальное или как групповое. Каждый ребёнок получает карточку.
Инструкция к заданию такова: « Посмотри на карточку. По краям карточки проведены вертикальные линии с нанесенными на них шкалами. Около каждой чёрточки стоит цифра. Эти цифры соединены перепутанными линиями (дорожками). В течение нескольких минут нужно только глазами без помощи рук найти дорожку («пройти» по ней), ведущую от одной цифры к другой: от единицы к единице, от двойки к двойке т т.д. Всё понятно?»
По мере овладения игрой предлагаются новые карточки с более запутанными линиями и соединяющими разные цифры: единицу с тройкой, двойку с семёркой т т.д. На обратной стороне карточки записывают ответы: пары соединяющихся цифр.
Норма выполнения за 3 мин. Нужно определить все 10 пар разных цифр, соединенных линиями.
Общими правилами проведения игры являются:
Доброжелательная атмосфера занятия. После окончания времени, отведенного на проведение игры, можно поговорить о том, кто сколько раз «сбился с дороги», «перешёл не на ту тропинку».
Детям 6 – 7 лет предлагается пройти только по 3 любым дорожкам в течение 5 мин. Если дети справляются с заданием, то можно предложить «пробежаться» по такому количеству дорожек, по каждому успеется за 5 мин. Ребятам 8- 10 лет предлагается «пройти» за 5 мин. 5- 7 дорожек или сколько успеется; 11- 17 лет- все 10 дорожек за 5 мин.
Карточки с более сложными линиями предлагаются после того, как все 10 пар цифр устанавливаются за 3 мин.
Обычно через 1,5 – 2 недели ежедневных занятий дети сами замечают, что им легче включаться в какую- либо интеллектуальную деятельность. Наступившее улучшение означает, что упражнение надо прекратить, а концентрация внимания стала устойчивой. Занятия необходимо ежедневно повторять ещё такой же период: 1, 5- 2 недели. Затем в течение ещё 3 недель проводить 2 занятия в неделю.
«Найди отличия»
Ребёнку даются две очень похожие картинки, различающихся определённым числом мелких деталей . Необходимо обнаружить имеющиеся различия – не менее двадцати).
«Путаница»
Ребёнку предлагаются рисунки, содержащие несколько наложенных одно на другое контурных изображений разных предметов, животных и др. Необходимо как можно быстрее отыскать все замаскированные изображения.
Приложение 6.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе .
Тема: буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Цель: учить писать слова с мягкими согласными на конце, используя букву ь.
Задачи.
Образовательные:
Закреплять умение грамотно писать слова с непроверяемыми гласными.
Формировать умение находить и сравнивать твёрдые и мягкие согласные в конце слова.
Отрабатывать умение находить слова с мягкими согласными в конце слова из ряда букв.
Формировать умение писать слова с ь в конце слова и обосновывать их написание.
Коррекционно - развивающие:
Развивать устойчивость внимания, объём, переключение, концентрацию внимания.
Развивать зрительную память, логическое мышление.
Обогащать словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать организованность, дисциплинированность, аккуратность.
Сохранять умственную и эмоциональную работоспособность.
Соблюдать единые требования учащихся.
Соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Ход урока:
Организационный момент.
«Мозговая гимнастика»
«Качание головой» Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперёд, медленно качайте головой из стороны в сторону.
«Зоркие глазки» Не двигая головой, обведи глазами круг на доске в одну сторону, а затем в другую.
«Стрельба глазами» Посмотри вправо- влево, вверх- вниз по 6 раз.
Оформление тетради.
Предупреждение учителем о коррекции внимания.
Актуализация ранее полученных знаний.
Цель: проверить умение грамотно писать слова из словаря.
Определи, какие буквы соответствуют числам.
Запиши слова в тетрадь, поставь ударение, подчеркни
безударную гласную.
1 | 3 | 2 | 5 | 4 |
в | т | е | р | е |
1 | 4 | 6 | 3 | 5 | 2 |
М | к | а | с | в | о |
1 | 5 | 2 | 3 | 6 | 4 | 7 |
т | а | е | т | д | р | ь |
1 | 5 | 2 | 7 | 4 | 6 | 3 |
к | с | а | а | у | т | п |
Проверка: ветер, Москва, тетрадь, капуста, морковь.
Итог.
Объяснение нового материала.
Повторим, какие гласные указывают на мягкость согласного?
( я, ё, ю, и, е.)
Тема урока. Сегодня мы познакомимся с буквой ь, которая указывает на мягкость согласного.
Прочитайте слова на доске.
Угол- уголь
Хор- хорь
Что обозначают эти слова?
Чем отличается слова по написанию?
Как произносится согласный в конце слова в 1 столбике? (Твёрдо.)
Как произносится согласный в конце слова во 2 столбике? (Мягко.)
Почему?
Вывод. Стр.87 правило
Физкультминутка « 3-13-30»
Продолжим наблюдение за словами с твёрдыми и мягкими согласными на конце.
Выпишите в 2 столбика слова
В 1столбик - слова с твёрдыми согласными на конце.
Во 2 столбик – слова с мягкими согласными на конце.
День, сок, лось, собака, кубик, голубь, соль, пенал.
Проверка.
Вывод.
Какое слово лишнее?
Почему?
Из словарного диктанта выпишите слова, относящие к правилу о мягком знаке.
Закрепление изученного материала.
Цель: отрабатываем умение находить и записывать слова с ь на конце.
Найдите и запишите из ряда букв слова с ь.
Т в п ь а с т а л ь у н я м б ь п я т ь г л в о ы р т е н ь о д р ь
Проверка. (Сталь, пять, тень.)
Почему слова с ь?
Вывод.
Итог.
Физкультминутка. Игра «внимание, делай так!»
Срезовая работа.
Цель: упражняемся в написании предложений со словами с ь на конце.
Спишите предложения. Вставьте, где необходимо ь.
Алёша и Игор любят играт.
У Вали кон.
Проверка.
Оценивание.
Домашнее задание.
Приложение 7.
Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид:
Испытуемый: ____________ Дата _______
Экспериментатор: _________ Время _______
Тест
Обработка результатов
Количество фигур | Количество баллов | Уровень концентрации внимания |
90-100 | 1 | высокий |
70-80 | 0,9-0,99 | средний |
40-60 | 0,89 | низкий |
Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).
Пример:
Стимульный материал:
Методика «Таблица Шульте»
Стимульный материал:
-
1
6
3
5
5
4
4
9
9
8
6
1
8
2
7
7
2
3
- Глава 1. Проблема изучения особенностей развития внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в работах отечественных и зарубежных специалистов
- Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта и их развитие на уроках русского языка
- Глава 1. Проблема изучения особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта в работах отечественных и зарубежных специалистов
- 1.2 Влияние специальных упражнений по русскому языку на развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта и их развитие на уроках русского языка
- Целью этой методики явилось изучение переключения внимания.
- 1 Серия. Испытуемому предлагается показать по таблице числа черного цвета в возрастающем порядке от 1 до 9.
- Промежуточные результаты методики «Таблица Шульте» представлены в Приложении 3 таб. 3.1.
- 2.2 Коррекционно-педагогическая работа по развитию внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка.
- Урок-путешествие по русскому языку. Тема: «Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу».
- Тема «Члены предложения»