2.1 Новые подходы к воспитанию личности школьника
Несколько лет назад была иллюзия: быстрая демократизация страны также приведет нас к высокому экономическому и культурному уровню, который достигнут в большинстве цивилизованных стран и в образовании, и в воспитании в том числе.
"Культура и богатство страны могут быть изменены простым критерием: в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке, Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе и не несет ответственности за поведение школьников на улице".
Жизнь показывает, что пройдет немало времени, пока в нашей стране ситуация в семье и в школе изменится кардинально.
Конечно, на уроке каждый учитель может сделать многое для пробуждения высоких духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного суждения, доброты и милосердия. И если бы семья, окружающая социальная действительность подтверждали переживаемое на уроках, о опыт общения с миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества, то, пожалуй, этого было бы вполне достаточно для школьного воспитания.
"Однако нравственное состояние внешкольной среды, размывание моральных принципов в обществе, возникшее на зыбком фундаменте экономической разрухи, не могут дать необходимого питания для духовного здоровья человека. Свободный рынок приходит к нам с такими нравственными рецидивами, как стяжательство, воровство, взяточничество, организованная преступность. Под прикрытием деловитости предпринимательства зачастую понимается престиж крайнего эгоизма, оправдывается законность достижения целей любыми путями, возникает опасность уважения не честности, справедливости, а преклонения перед богатством, властью денег, "красивой жизнью", независимо от того, какой ценой это достигнуто. Так называемый переходный период уже дал нашим детям возможность познакомиться с полу порнографическим "искусством", нацелил на выбор сексуальной распущенности. В то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения".
И учителя, и родители, и любой зрелый человек должен брать на себя задачу духовного наставничества. Тем более эту задачу должен решать профессионал - учитель, воспитатель, классный руководитель.
"Цели, как известно, бывают ближние и дальние. Можем ли мы говорить о всестороннем развитии как о самой близкой перспективе? Есть ли такие возможности у общества сейчас? Возможностей, чтобы каждый без исключения мог максимально развивать свои умственные и художественные способности, технические таланты, действительно овладеть физической и духовной культурой (а не просто познакомиться с ней), трудиться в той области, которая наиболее благоприятна для расцвета его личности и раскрытия творческого потенциала, - их пока нет".
Заявляя всестороннее развитие личности в качестве цели воспитания, некоторые теоретики имели в виду лишь создание материальных условий для занятий детей той или иной деятельностью.
Нельзя не учесть и такой субъективный фактор, как желание и готовность самих учащихся развивать свои дарования и способности. Этот фактор формируется, конечно, в сумме результатов школьного и семейного воспитания. Но в первую очередь он является результатом воздействия общественной культуры. Она же, как известно, развивается десятилетиями, если не веками.
Поскольку, все сказанное выше показывает, что разработка темы в нашей стране началась не так давно, то и серьезных исследований в отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме не так много, а зарубежные исследования, к сожалению, так малодоступны.
- Введение
- Глава 1. Воспитание как система. Сущность системного подхода к воспитанию
- 1.1 Особенности воспитательного процесса и его содержание
- 1.2 Системный подход к воспитанию и его идея
- 1.3 Воспитание
- 1.4 Принадлежности воспитания
- Глава 2. Основы формирования культуры личности
- 2.1 Новые подходы к воспитанию личности школьника
- 2.2 Педагоги-новаторы и их концепции
- 2.3 Воспитательные подходы
- 2.4 Концепция насилия
- Глава 3. Авторские концепции и авторские школы воспитания
- 3.1 Школы
- Краткое содержание лекции Современные концепции и технологии воспитания
- 11.1. Современные концепции воспитания и подходы к формированию содержания
- Тема 17. Вариативные подходы в физическом воспитании дошкольников
- Тема. Воспитание и обучение в авторских школах (в авторских воспитательных системах).
- Краткое содержание лекции Современные концепции и технологии воспитания
- Раздел 4. Теория и методика воспитания Занятие 4. Тема: Современные концепции воспитания
- 3. Современные подходы и концепции воспитания.
- 3. Авторские воспитательные системы
- 11.1. Современные концепции воспитания и подходы к формированию содержания