logo
Формирование правовой культуры школьников на современном этапе становления казахстанской модели школы

1.2 Особенности и условия правового воспитания младших школьников

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для правового воспитания. Ребенок, учащийся и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Правовая культура ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. [8]

Работая над проблемами правовой культуры младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное и правовое поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки поведения с учетом социальных норм и принципов человеческого общежития. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С. Макаренко [9].

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость правовых знаний в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы правового поведения можно разбить на 3 уровня:

Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

К 10-11-ти годам необходимо, чтобы учащийся умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.

Бессмысленно говорить о втором уровне правового воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди школьников: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.

На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением, а также правосознанием.

В большинстве случаев психологической основой противоправного поведения является противоречие между личными интересами школьника и общественными, закрепленными в действующей системе права. Причина такого противоречия -- отставание в формировании и развитии интересов умственно отсталого школьника от интересов других членов общества. Отсюда понятной становится задача правильного воспитания интересов такого школьника [7].

Если школьника не поняли, не подобрали ключ к его сознанию, он становится «трудным». Для таких школьников характерна индивидуалистическая и эгоистическая позиция личности -- социально-психологическая основа преступления, либо невыработанность надлежащих качеств и представлений, неумение критически оценивать факты и явления, сообразовать свои поступки с требованиями общественной необходимости. При этом сказываются особенности умственно отсталого школьника: заблуждения по поводу действительного значения нравственных категорий; ложное представление о чести, дружбе; стремление к самостоятельности; повышенная эмоциональность; легкая внушаемость; склонность к подражанию. С ростом самосознания учащийся с нарушением интеллекта, не обладая достаточным жизненным опытом, стремится занять более независимое положение, более самостоятельное, чем это реально осуществимо. Чувствуя препятствия этому стремлению, учащийся перестает выполнять требования окружающих, и наступает конфликт между учащимся и взрослым.

А.С. Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего -- люди. Из них на первом месте родители и педагоги» [8].

Школа -- более сложный и широкий коллектив, где проходит практика общественного существования, формирование школьника как личности. Именно в задачу школы входит выработать высокие правовые принципы в характере школьника. Формальное отношение к школьнику, без учета его психологии, приводит к разнообразным конфликтам в школе, в результате которых учащийся предпочитает компании вне школы.

Так, среди школьников, совершивших преступления, большинство были уволены с предприятии, оставили школу, ничем не занимались после освобождения из исправительно-трудовых колоний.

По возрастным психологическим особенностям умственно отсталые подростки восприимчивы к различным влияниям. Известно, какое воздействие оказывает на человека искусство. Но среди произведений современной литературы и кинематографии встречаются и порочные произведения, различные боевики и фильмы ужасов, которые воздействуют отрицательно на читателей и зрителей, особенно молодых. Учащийся стремится подражать тому образу жизни, который рисуется в этих произведениях. Отсутствие жизненного опыта сказывается и в таких особенностях психологии учащегося, как внушаемость, доверчивость, извращенное понимание правового содержания дружбы, отрицание авторитета родителей, совершение запрещенных поступков ради самоутверждения.

Личность учащегося, как и личность взрослого человека, -- сложная и многогранная система свойств, состояний, процессов, качеств. Одни из них являются временными, другие стержневыми, определяющими линию поведения. В школьном возрасте происходит формирование нравственных убеждений, это период созревания физических и духовных сил, когда в характере школьника появляются такие черты, как стремление к самостоятельности, бурная активность, повышенная эмоциональность, частая и резкая смена настроений, а при конфликтных ситуациях -- грубость, дерзость, упрямство, озорство. Но определяющим в психологии учащегося правонарушителя является отсутствие правовых воззрений, «дополненное» искаженными правовыми взглядами. Несовершеннолетние должны знать и о воспитательной, и о карательной функциях правовых норм. В этой связи чрезвычайно актуальной является проблема воспитания правосознания школьника [10].

Правосознание является одной из форм общественного сознания, содержание и развитие его детерминированы материальными условиями существования общества. Правосознание отражает общественные отношения, которые регулируются или должны быть урегулированы нормами права.

Правосознание как одна из форм общественного сознания обладает следующими тремя признаками:

Не только отражает социальную действительность, но и активно на нее воздействует. Таким образом, правосознание является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах их общества.

Всегда проявляется через вторую сигнальную систему. Речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения.

Не может существовать без своего носителя -- конкретной человеческой личности, группы, коллектива. По признаку общности сознания правовых норм происходит объединение людей в группы, возникают категории группового правосознания, характерные для социальных общностей и исторических эпох.

В процессе формирования личности в условиях нормальной социализации правовые запреты принимаются к сведению и впоследствии становятся привычными рамками деятельности данной личности, постепенно складывается социальный стереотип поведения. В основе этого стереотипа лежит индивидуальное правосознание, базирующееся на общественном правосознании. В личности воспитывается механизм социального саморегулирования, то есть готовность действовать в данной обстановке определенным образом [11].

Развитие индивидуального правосознания всегда детерминировано окружающей социальной средой. На формирование индивидуального правосознания воздействуют многочисленные факторы как общесоциального порядка, так и той микросреды, которая непосредственно окружает данную личность. В процессе формирования индивидуального правосознания эти факторы преломляются через конкретные условия жизни и психологические особенности личности и реализуются в ее деятельности.

Основным механизмом правосознания является речемыслительная деятельность человека. Однако это не означает, что при окончательном формировании правосознания не участвует эмоциональная сторона личности. Именно с участием эмоциональной сферы знание норм права и переживание их переходят у субъекта в глубокие правовые убеждения и неукоснительное их исполнение.

Правосознание формируется в течение всей социальной жизни индивида. Связь правосознания с правовыми чертами личности обычно проявляется в единстве правовых и моральных оценок.

Правосознание расширяет круг социальных знаний личности, определяющих в конечном итоге правовую надстройку.

Несоответствие индивидуального правосознания школьника и общественного правосознания создает предпосылки для его противоправного поведения и в том числе -- для совершения различных правонарушений и преступлений.

Отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.

Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и непременно оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания. Умственно отсталые подростки имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях. В этих случаях между правосознанием школьника и общественным правовым сознанием возникают противоречия. В ряде случаев эти противоречия становятся одной из главных причин преступления [12].

Ряд закономерностей:

1. Правосознание умственно отсталого школьника, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам.

2. Такой учащийся отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул.

Следовательно, при воспитании умственно отсталых школьников необходимо обратить особое внимание на те аспекты правосознания, которые отрицаются данной личностью.

Внутренним регулятором, важнейшей потребностью школьного возраста, как мы уже отмечали, является потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей и в признании окружающих

В связи с этим сферой общения и местом проявления активности школьника становится неформальная, стихийно сложившаяся школьная группа. Ее нормы и ценности, формирующиеся вне социально значимой деятельности, направлены на достижение групповой интеграции и стимулируют асоциальное поведение школьников (употребление спиртных напитков, нецензурная брань, озорство и т. д.), что в конечном счете приводит к преступлению. Чтобы престижные мотивы и потребности школьников могли быть реализованы в сфере социально значимой деятельности, необходимо расширить сферу интересов, круг возможных занятий школьников [13].

А.С. Макаренко писал: «...отвращение к воровству и всякому незаконному присвоению надо воспитывать с того момента, когда ребенок начинает понимать, что ему говорят. К воровству нужно воспитывать такое отношение, как некогда в патриархальных крестьянских семьях: нет большего оскорбления, чем слово „вор"...» [9].

Если дети из семьи воруют, то в этом виновата семья. Нездоровая обстановка в семье, корыстолюбие, жадность, стяжательство, равнодушие к людям, нежелание считаться с интересами других, проявляемые родителями, формируют у школьника ложное представление о нашей действительности, приводят к возникновению антиобщественных навыков и привычек. К тем же последствиям приводят жульничество, рассуждения старших товарищей, родственников, соседей о том, что «своя рубашка ближе к телу», «не пойман--не вор», «бери, если плохо лежит» и т. п., а также обман, очковтирательство, нечестное отношение к труду, расхождение между словами и фактическим поведением взрослых и многие другие отрицательные явления, порой наблюдаемые школьниками в окружающей среде.

Когда человеком с детских лет усвоены необходимые моральные правила, он увереннее проходит сложные перекрестки своего жизненного пути, легче преодолевает соблазны свернуть в темные переулки жизни.

Моральные нормы должны вырабатываться с детства у ребенка, Если он растет свидетелем пренебрежения родителей к общественным интересам, в обстановке зависти, жадности, способности ради собственной выгоды совершить несправедливый, нечестный поступок, если он видит в семье грубость, жестокость, лицемерие, пьянство. Стоит ли удивляться, что в таких семьях вырастают нарушители?

Правовые и правовые воззрения личности определяют ее направленность, ее поведение. Психологические особенности школьников, о которых мы уже говорили, часто приводят к тому, что случайные обстоятельства могут способствовать правонарушению -- это и повышенная эмоциональность, и впечатлительность, неумение критически оценить побудительный мотив, стремление к немедленному действию. Тем более необходимо учитывать прямое принуждение к совершению преступления или различные способы вовлечения в него. Чаще всего такие ситуации возникают в группах школьников, где их психологические особенности приобретают уродливые формы: повышенная эмоциональность превращается в невыдержанность, стремление к самоутверждению -- в цинизм. Особенно опасны организованные группы, центром которых является преступник-рецидивист.

Результативность воспитания учащегося зависит от умения направить его интересы. Трудность в том, что для школьников характерна шаткость, противоречивость мнений, взглядов. Часть несовершеннолетних, напротив, проявляет устойчивые чуждые обществу черты психологии. Наиболее трудная задача при воспитании несовершеннолетних -- научить их правильно оценивать свои поступки, осознать свою вину как перед конкретными людьми, так и перед обществом. Для этого необходимо развивать их правовые в правовые воззрения как путем торможения всего отрицательного, так и путем развития положительного.

Таким образом, «критический возраст» школьника в сочетании с отрицательными влияниями микросреды может создать опасную ситуацию, которую в большей части случаев можно предвидеть и предотвратить.

В младшем школьном возрасте, констатирует М.Н. Аплетаев, особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний, поэтому именно в процессе учебной деятельности происходит формирование правовой культуры школьника. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и правовых задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.

Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании умений, навыков, усвоении приемов, способов деятельности, перестройки отношений учащихся. Естественная и необходимая «ступенька» важна в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте.

Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и правовых проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления с условиями объективной действительности.

Э.П. Козлов считает, что развитию этих качеств способствует мотивационный компонент учебной деятельности, в основе которого возникает потребность личности, которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и необходимость действия [11].

Здесь мы подходим ко второй стороне вопроса, которую мы выдвигаем в нашей гипотезе о структуре учебной деятельности - к вопросу о значимости единства всех трех компонентов учебной деятельности (мотивационного, содержательного, операционного) для становления учащихся начальных классов как субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства можно рассматривать в двух аспектах.

Первое - это возможность развития каждого из них на основе двух других. Так, формирование мотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и сознание своих возможностей и возникновение отношения (чувств), соответствующих «сигналов» возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом приемов, - способов удовлетворения этих потребностей.

Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

Второй аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов, представляет собой следующее: на сегодняшний день процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное. В определенной своей части это положение верно, но при целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой - то степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной деятельности возможности для умственного и правового развития учащихся.

Проблема правового развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Дробницкий О.Г.

Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т.п.

Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе - это, прежде всего, формирование правовой личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся правовые качества личности в процессе изучения любого предмета [12].

С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и правового развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка.

Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению правового опыта.

Формирование правовой культуры происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Для правового воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.