logo
Содержание работы по социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

2.1 Проблемы социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Приспособление, адаптация человека с нарушениями функций ОДА к социальной реальности является одной из главных целей социальной реабилитации. Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит [24].

Реабилитационная деятельность включает:

ѕ развитие духовных и физических способностей ребенка;

ѕ содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

ѕ обеспечение условий для участия в жизни общества (насколько это возможно);

ѕ содействие в выполнение соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной помощи);

ѕ установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;

ѕ поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а так же духовного равновесия;

ѕ облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;

ѕ необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения;

ѕ заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и мотивационно окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним смыслового поля [22].

В сфере дошкольного образования одними из основных направлений государственной политики являются:

ѕ обеспечение доступности образования детям с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями;

ѕ создание специальных условий для обучения, воспитания и оказания коррекционно-педагогической помощи.

Вместе с тем, остается ряд проблем, затрудняющих получение образования детьми с нарушениями функций ОДА в условиях интегрированного обучения и воспитания недостаточное количество общеобразовательных учреждений, оборудованных доступной средой, неполное научно-методическое обеспечение отдельных уровней процесса комплексной реабилитации детей с нарушениями функций ОДА, часто негативное отношение общества к детям-инвалидам [18].

Прежде всего, это социальные проблемы:

ѕ Нарушение связей ребенка с ограниченными возможностями с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурного транспорта, социальных служб.

ѕ Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;

ѕ Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием специальных учреждений образования, учителей-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок с нарушениями функций ОДА.

Задача интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество выступает в качестве приоритетной. Ее решение определяет степень зрелости общества и уровень его морально-нравственной культуры. В основе организации интегрированного обучения и воспитания лежат принципы приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования, обеспечения равного доступа к получению образования[19].

социальный адаптация двигательный педагогический