logo
Совершенствование графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка

2.1 Выявление нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта

Практическое исследование проводилось на базе Черновской специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида г. Читы. В исследовании принимали участие ученики второго класса с интеллектуальными нарушениями (8 - 9 лет) в количестве 10 человек.

Цель практического исследования - изучить особенности графомоторных навыков письма учеников с интеллектуальными нарушениями и привести приемы коррекции графомоторных навыков.

В процессе исследования использовались следующие методики: методика "Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе списывания текста из учебника" (списывание), методика "Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе письма под диктовку" (диктант), а так же наблюдение за состоянием графомоторных навыков письма учеников с интеллектуальными нарушениями.

Для обработки данных диагностики были разработаны критерии оценки графомоторных навыков учеников (от высокого до очень низкого уровня).

Методика "Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе списывания текста из учебника"

Цель: изучить состояние графомоторных навыков в процессе списывания текста из учебника; оценка состояния зрительного восприятия.

Выполнение: Ученикам предлагался текст из учебника по русскому языку.

Тексты для списывания

Прозвенел звонок. Ученики бегут во двор. Юля и Лёва открыли окна. Дежурные Яна и Саша убирают класс.

Оценка результата:

Высокий уровень - 4 балла - графические ошибки и нарушения письма отсутствуют; темп деятельности высокий.

Средний уровень - 3 балла - наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения письма; ошибки исправляются ребенком самостоятельно; темп деятельности средний;

Низкий уровень - 2 балла - значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки исправляются частично самостоятельно, либо при помощи педагога; темп деятельности низкий.

Очень низкий уровень - 1 балла - значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки не замечаются, исправляются только при помощи педагога; темп деятельности очень низкий.

Методика "Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе письма под диктовку"

Цель: изучить состояние графомоторных навыков в процессе письма под диктовку; оценка состояния слухового восприятия.

Выполнение: Ученикам диктовался текст, который выбирался с учетом принципа доступности. Ученики воспроизводили его в тетради.

Текст диктанта

Зима.

Вот зима. Выпал пушистый снег. На улице мороз. Дети бегут на горку. С ними пес Рыжик.