logo
Внедрение современных информационных технологий обучения в образовательный процесс высших учебных заведений

2. Цели обучения

Первым и наиболее важным этапом проектирования ИТО, от которого зависит результативность всего дальнейшего технологического процесса, является этап задания цели обучения. Под результативностью в этом случае следует понимать степень достижения студентом социально значимых дидактических целей, трансформированных в систему критериев, соответствующую специфике конкретного вида учебных занятий.

Проведем детализацию процесса задания цели обучения применительно к смысловой части учебной дисциплины, охватывающей содержание темы. Такой выбор не случаен. Дело в том, что именно тема является наиболее характерной смысловой частью практически любой вузовской учебной дисциплины, овладение которой позволяет получить требуемые знания, приобрести необходимые навыки и умения.

В зависимости от объема содержания обучения (учебный вопрос, тема, раздел, дисциплина) система целей имеет в основном последовательно иерархическую структуру. Так, цель учебного вопроса представляет собой элемент системы целей темы. Цель изучения темы является элементом системы целей учебной дисциплины. Цель изучения учебной дисциплины выступает как один из элементов целей подготовки специалиста-профессионала.

Цель (или цели) изучения темы, как правило, должны формулироваться в умениях выполнять сложные действия на требуемом уровне его усвоения. Это нацеливает преподавателя и обучаемого на конкретное овладение изучаемым материалом с требуемым качеством и позволяет диагностировать степень их достижения студентами.

Одним из важных требований к описанию цели является ее полнота и в то же время неизбыточность, то есть точная ориентировка на потребность обучаемого в определенных знаниях и умениях на ближайшую перспективу (3-5 лет) его будущей профессиональной деятельности.

Следующим не менее важным требованием к описанию цели выступает диагностичность. Повышение эффективности учебной деятельности предполагает знание ее исходного уровня. Определение уровня- это измерение. В свою очередь проведение любых измерений в педагогике должно основываться на выработке системы объективных педагогических критериев и применении к ним специального аппарата оценки. Решение указанных вопросов является предпосылкой для успешного проектирования ИТО. Если при ее разработке цели не заданы диагностично, то невозможно определить и точно оценить качество подготовки обучаемого, так как его (качество) изменения могут быть выявлены и измерены только в сопоставлении с целью. До тех пор пока все дидактические задачи не будут в явной форме и полностью сформулированы не удастся организовать осознанный и осмысленный процесс их разрешения.

Задание цели изучения темы завершается определением требуемого уровня ее усвоения, то есть, умения выполнять сложное действие (деятельность) с определенной степенью самостоятельности. Если тема является базовой только для данной учебной дисциплины, то в этом случае преподаватель, ведущий эту дисциплину, сам определяет уровень усвоения рассматриваемой темы. Для этого он анализирует межтемные связи и, исходя из конкретных целей, определяет требуемый уровень обученности.

Если тема обеспечивает темы других дисциплин, то требуемый уровень обученности определяется, исходя из интересов тех учебных дисциплин, для которых имеет значение изучение вопросов рассматриваемой темы.

Процесс обучения, как любой вид человеческой деятельности, характеризуется определенным соотношением категорий: цель- средство-результат. Цель может стать силой, изменяющей действительность, только во взаимодействии с соответствующими средствами, необходимыми для ее практической реализации. После определения цели изучения темы необходимо для ее достижения отобрать соответствующее содержание.