2.1 Организация исследования и описание диагностических методик
Предмет исследования - речевое развитие детей дошкольного возраста. Объект экспериментального исследования - дети младшего и среднего дошкольного возраста.
Целью экспериментального исследования является изучение лексической стороны речи детей дошкольного возраста. Задачи:
- обследование состояния пассивного и активного словаря;
- изучение связной речи;
- исследование умения правильно согласовывать части речи.
База исследования: МДОУ № 17 г. Петрозаводска. В исследовании принимали участие 2 ребенка младшего дошкольного возраста (мальчик и девочка, воспитанники младшей группы) и 2 ребенка среднего дошкольного возраста (мальчик и девочка, воспитанники средней группы).
Организационно исследование осуществлялось в несколько этапов.
- На I (предварительном) этапе был проведен анализ теоретических источников по проблеме исследования, осуществлен подбор адекватных методик с учетом алгоритма исследования.
- II этап исследования включил в себя диагностику речевого развития детей.
- III этап - анализ полученных результатов исследования с использованием методов математической статистики, сделаны обобщающие выводы и рекомендации на основании результатов проведенного исследования.
Диагностическое исследование проводилось в середине учебного года (март-апрель 2012 г.).
Исследование строилось на принципах: индивидуального подхода (учет индивидуальных качеств личности); доступности; валидности; учета ведущего вида деятельности.
Методика диагностики.
В своей работе, для диагностического исследования уровня речевого развития дошкольников мы использовали методики: "Назови слова" и "Расскажи по картинке" [2, С 132-140]. (см. Приложения 1,2).
Методика "Назови слова".
Автор - Немов Р.С.
Цель: определить запас слов, которые хранятся в активной памяти ребёнка. Суть методики "Назови слова" заключается в следующем: мы называли ребёнку некоторое слово из соответствующей группы и просили его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 секунд, а в целом на выполнение всего задания - 160 секунд.
Животные.
Растения.
Цвета предметов.
Формы предметов.
Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
Действия человека.
Способы выполнения человеком действий.
Качество выполняемых человеком действий.
Если ребёнок сам затруднялся начать перечисление нужных слов, то мы помогали ему, называя первое слово из данной группы, и просили ребёнка продолжить перечисление.
Методика "Расскажи по картинке" Автор - Немов Р.С.
Цель: определить активный словарный запас ребёнка.
Мы предлагали ребёнку рассмотреть серию картинок, представленных в Приложении 2 (в зависимости от возраста картинки разные для средней и старшей группы). Далее ребёнку давали 2 мин. для того, чтобы он внимательно рассмотрел эту картинку. После того, как ребёнок рассмотрел картинку, предлагали рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по картинке отводилось ещё по 2 мин.
Вопрос "О чём эта картинка?" наталкивал ребёнка на необходимость давать истолкование сюжета. Дети устанавливали связь между картинками, объясняли содержание картинки.
- Введение
- 1. Теоретические основы изучения речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
- 1.1 Общая характеристика развития речи у детей дошкольного возраста
- 1.2 Периодизация развития речи: нормативы речевого развития для детей дошкольного возраста
- 2. Эмпирическое исследование особенностей речевого развития детей дошкольного возраста
- 2.1 Организация исследования и описание диагностических методик
- 2.2 Результаты диагностики
- Заключение
- 7. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха
- Диагностика развития речи дошкольников
- Тема 10. Развитие речи дошкольника
- Развитие речи дошкольников дома
- Развитие речи дошкольников: как слышится, так и пишется?
- Основные направления развития речи дошкольников.
- Тема 18. Развитие мышления и речи дошкольников.
- 6. Развитие речи у дошкольников с нарушением слуха