logo
Активизация моторных функций как условие развития речи у детей с дизартрией и ОНР III уровня

Введение

Актуальность исследования.

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. Количество детей, страдающих дизартрией и имеющих нарушения речи, увеличивается (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова,[19] М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская и др.). Тем не менее успешное обучение и воспитание детей названной категории в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков и успешной адаптации в школе.

В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с дизартрией, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло. В большей степени эти затруднения проявляются при поступлении ребенка в школу (Б.Н. Алмазов, Н.М. Трубникова, Е.М. Мастюкова,[35] Л.Т. Журба, R. Merton, Т. Parsons и др.).

Для дошкольников с нарушениями речи и недоразвитием моторных функций решение вопроса ранней социальной адаптации имеет особое значение в связи с тем, что с определенного момента они неизбежно начинают замечать свое отставание от сверстников в той или иной сфере жизни. Их непридуманные затруднения в осуществлении физических или умственных действий, в общении со сверстниками или с «чужими» взрослыми еще более осложняются этими невольными безрадостными «открытиями». В результате увеличивается вероятность развития пессимистических настроений, депрессивных состояний.

У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей. Несмотря на то что у детей с легкой формой дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, задерживается развитие готовности руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности (Л.А. Данилова,[14] Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Н.С.[28] Симонова,[42] И.А. Смирнова,[43] Г.В. Чиркина[50] и др.).

Дошкольное детство - период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования моторных функций у детей с расстройствами речи, недостаточно разработаны.

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева.[5] А.Н. Леонтьева,[27] А.Р. Лурия,[31] П.Н. Анохина, И.М. Сеченова[41] доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Объект исследования. Моторные и речевые функции у детей с дизартрией

Предмет исследования. Формирование моторных функций как основы развития речи у детей с дизартрией.

Цель исследования. Изучив специальную литературу по проблеме исследования и состояние речевых и неречевых функций у детей, разработать комплекс упражнений по развитию моторных функций и речи у детей с дизартрией.

Задачи исследования:

1. Провести научный анализ теоретической и методической литературы, связанной с изучением особенностей развития моторных функций и речи у дошкольников с дизартрией.

2. Изучить особенности речевого развития и моторных функций у дошкольников с дизартрией и ОНР III уровня, уточнить их взаимосвязь на основе констатирующего эксперимента.

3. Теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленных на развитие моторных функций в структуре преодоления общего недоразвития речи в соответствии с программой обучения в специализированном детском саду.

4. Экспериментально апробировать эффективность разработанного комплекса упражнений в учебном процессе специализированного детского сада.

Методологической и теоретической основой исследования явились положения:

* о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В.М. Бехтерев,[4] М.М. Кольцова[21]);

* о психофизиологических механизмах формирования звукопроизношения в норме и патологии (Н.И. Жинкин,[16] Р.Е. Левина,[25] А.Р. Лурия,[36] З.А. Репина[47]);

* о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л.С. Выготский,[11] Н.Ф. Талызина,[45] П.Я. Гальперин,[12] и др.);

* о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Ж.И. Шиф, [52] Т.А. Власова, [9] В.И. Лубовский, [32] Т.М. Дульнев, [15] А.С. Белкин [6]).

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относятся анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка; наблюдение за деятельностью детей в различных условиях.

Организация и этапы исследования.

Базой исследования явился ДОУ №85 Железнодорожного района г. Екатеринбурга. Экспериментом было охвачено 10 детей в старшей группе детского сада с дизартрией и ОНР III уровня.

Исследование проводилось в течение двух месяцев в три этапа.

На первом этапе осуществлялся подбор, изучение и анализ научной литературы, отражающей проблему научного исследования, и основных понятий в рамках темы; разрабатывались методики констатирующего эксперимента. Второй этап включал в себя проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных данных, разработку, уточнение и апробацию программы экспериментального фронтального обучения. На третьем этапе проводилось фронтальное и индивидуальное обучение детей с дизартрией, посещающих специализированный детский сад, обобщались и анализировались полученные данные.

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения и включает в себя 15 таблиц.