logo
Профессиональная ориентация школьников как направление политики занятости молодежи

1.2 Проблемы профессионального самоопределения школьника

В процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов: возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию), поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы, сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора, построение образа профессии, поиск вариантов решений, их оценка и выбор оптимального решения. На каждом из этих этапов он может совершать ошибки, которые профориентация должна исправить или предотвратить. Рассмотрим ошибки на каждом из перечисленных этапов:

I Возникновение проблемы: профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане и получается что, вместо решения проблемы выбора профессии решается проблема выбора учебного заведения; несвоевременность выбора, когда проблема выбора профессии в требуемый момент не встает перед учащимися.

II Поиск круга компетентных лиц: подростки стремятся полностью снять с себя ответственность за решение вопроса выбора профессии или иногда решение уже найдено самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они не считают себя в праве принимать какие - либо ответственные решения.

III Сбор информации: отсутствие полного представления о проблемной ситуации; избирательное отношением подростков к информации о сфере труда и сложности самовосприятия.

IV Построение образа профессии: предубеждения в отношении престижности и непрестижности профессии; увлечение только внешней стороной профессии; ориентация на профессию, которая гарантирует высокий заработок.

V Поиск вариантов решений: на этом этапе выбор профессии может происходить в одном из стилей поиска решений: импульсивные решения; рискованные решения; уравновешенные решения; осторожные решения; инертные решения. Психологические трудности и ошибки при выборе профессии // http://www.prof-centr.ru.

Рассмотрим возможные причины таких ошибок. Если профессиональное Самоопределение подменяется социальным, то это связано со слишком рано выбранной профессией, а несвоевременность выбора - с отсутствием необходимости в выборе профессии, когда в семье передается профессия по наследству или родители, пытаясь воплотить в ребенке свои желания и предпочтения, не учитывают его индивидуальных особенностей.

Снятие с себя ответственности за выбор будущее профессии, как правило, связан с психологическими особенностями как самого школьника, как личности, так и с особенностями возрастного периода, в котором находится подросток, то есть кризис 17 лет. Для этого периода характерны различные страхи: ответственности перед собой и своими родными за выбор, страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки. Такое эмоциональное состояние может повлечь за собой снижение уровня самооценки, что приводит к снятию с себя ответственности за предстоящий выбор.

У молодежи существуют определенные предпочтения в выборе источника информации при профессиональном самоопределении: личный опыт, семья, сверстники. Но как уже было сказано, эти источники не всегда достоверны. Кроме того, при ориентации на них не учитываются психологические особенности молодого человека, а так же его склонности.

При построении образа профессии молодым человекам, некоторые важные виды трудовой деятельности попадают в группу непрестижных, что, как правило, связано с отсутствием всесторонних знаний о профессии. Кроме того, наличие такой ошибки, при выборе будущей профессии, свидетельствует о том, что профессия выбирается без учета личных особенностей человека.

Использование импульсивного стиля поиска решения задачи по выбору профессии свидетельствует о том, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно, а критическая оценка вариантов решения возникает легко, но отличается слабой реалистичностью. С рискованным стилем поиска вариантов решения, молодой человек оценивает возможные варианты, лишь отчасти подвергая их критике. При осторожных решениях гипотезы оцениваются слишком тщательно, но при этом варианты решения находятся с трудом. Молодой человек с инертным стилем поиска решения достаточно сильно фиксирует свое внимания на критичной оценке возможных вариантов решения, что не способствует правильности выбора.

Разнообразного рода препятствия, которые могут встретиться в процессе профессионального самоопределения, отмечают около 92% старшеклассников Лесовик И. В. Педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении // http://www.relga.ru. Самыми распространенными являются: между склонностью к какой-либо профессии и представлением о ее непрестижности или неперспективности; между осознанием уровня своего общего развития и необходимостью заняться малоквалифицированной работой; между интересами и способностями, между профессиональным идеалом и самооценкой, между уровнем притязаний и реальными возможностями, между особенностями здоровья, характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией.

Успех молодого человека в профессиональном самоопределении зависит от того, как он для себя разрешит эти возникающие проблемы, решение которых зависти от соотношения социальных и личностных факторов. Я.В. Дидковская выделяет несколько возможных вариантов профессионального самоопределения:

· Внутриличностная неадекватность: возникает при неадекватной самооценке, когда профессиональные интересы вступают в противоречия с профессионально-значимыми свойствами. В этом случае человек, выбрав себе ту или иную профессию, испытывает трудности при поступлении в учебное заведение профессионального образования, а потом и в адаптации к трудовой деятельности.

· Доминирование саморефлексии: интересы личности подкрепляются ее индивидуальными свойствами, но противоречат социальным требованиям. В такой ситуации, после получения профессии, молодому специалисту трудно устроиться на работу по приобретенной профессии.

· Несамостоятельный выбор: в этой ситуации самоопределение, как принято его понимать, отсутствует, так как человек при выборе ориентируется на мнения и желания других людей, а не на свои склонности и потребности. Как правило, исходом этой ситуации является потеря интереса к профессиональной деятельности.

· Адекватное самоопределение: характеризуется успешным согласованием своих потребностей и интересов со способностями, свойствами и требованиями общества. Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение молодежи: социологический анализ. - Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2004. - С. 39.

Специалист по профессиональной ориентации может решать возникшие у школьников трудности несколькими способами или путями. Принято выделять 3 пути их решения: проблема решается вместо клиента, когда клиент занимает пассивную позицию; возникшая проблема решается совместно с клиентом, когда специалисту-профориентатору удается построить взаимодействие с клиентом в стиле сотрудничества или диалога; постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать возникшие проблемы и противоречия, когда старшеклассник становится субъектом профессионального самоопределения. Психология профессионального и личностного самоопределения // http://www.ido.edu.ru Наиболее эффективным и продуктивным путем достижения адекватного профессионального самоопределения считается третий путь. Но для его реализации, как правило, необходимо организовать взаимодействие с клиентом на втором уровне.

Таким образом, в процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов. На каждом из этих этапов он может столкнуться с определенными проблемами, совершить ошибки, которые профориентация должна исправить или предотвратить. К таким проблемам можно отнести следующее: профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане; несвоевременность выбора; стремление полностью снять с себя ответственность за решение вопроса выбора профессии; отсутствием полного представления о проблемной ситуации; избирательное отношение к информации о сфере труда; предубеждения в отношении престижности и непрестижности профессии; увлечение только внешней стороной профессии; ориентация на профессию, которая гарантирует высокий заработок. Успех в молодого человека в профессиональном самоопределении зависит от того, как он для себя разрешит эти возникающие проблемы. Выделяет несколько возможных вариантов исхода профессионального самоопределения: внутриличностная неадекватность, доминирование саморефлексии, несамостоятельный выбор и адекватное самоопределение. Специалист-профориентатор должен построить свою работу с школьником таким образом, что бы тот стал полноценным субъектом профессионального самоопределения. Что, как правило, приводит к адекватному профессиональному самоопределению, которое в свою очередь и является основной целью работы специалиста по профессиональной ориентации.