logo
Профессиональная ориентация школьников как направление политики занятости молодежи

1.1 Профессиональное самоопределение как основа профессиональной ориентации молодежи

Ситуация выбора профессии непосредственно связана с таким понятием как жизненный план. Жизненный план - понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения - моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний. Понятие «жизненный план» очень близко к понятию «жизненные цели», но, тем не менее, имеется существенное различие между ними. «Жизненные планы являются средствами осуществления жизненных целей, их конкретизацией в хронологическом и содержательном аспектах, они определяют порядок действий, необходимых для реализации жизненных целей как основных ориентиров жизненного пути в будущем». Головаха И.Г. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - М.: Наукова думка, 1988. - С. 10. В качестве жизненных планов могут выступать такие события как выбор профессии, поступление в ВУЗ, вступление в брак и т.п., а в качестве жизненных целей - хорошая работа, обеспеченность в материальном плане и т.д. - достаточно абстрактные понятия.

В период юности, а выбор старшеклассниками своей будущей профессии приходится именно на этот период жизни человека, складывается мировоззрение, ценностные ориентации и установки, появляется способность к самоопределению и саморазвитию. Кроме того, на это период приходится кризис юности - впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути. Ведущим типом деятельности становится - учебно-профессиональная. Становятся более явными личностные особенности человека, которые влияют на выбор жизненного пути. Юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Содержание будущей жизни зависит от того сумеет ли он правильно выбрать профессию.

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения, которое начинается в детстве, а заканчивается лишь с окончанием трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение - это длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Тарасюк О.А. Профориентационная карта учащихся как форма психологического сопровождения в выборе профессии // http://rcpom.edu.by Существуют несколько подходов к изучению профессионального самоопределения. В структурных теориях признается, что профессиональное развитие индивида происходит в течении всей жизни. Представители данных концепций выявляют общие типы, образцы и схемы профессиональной жизни человека. Основным положением данных концепций можно считать то предположение, что окончательный профессиональный выбор человек делает в достаточно зрелом возрасте, а, следовательно, выбор, который индивид делает в молодости, не есть окончательный. Мотивационные теории предполагают, что при профессиональном самоопределении человек руководствуется определенными потребностями. Э. Ро предполагает, что в основе профессионального выбора лежат взаимоотношения родителей и ребенка, т.е. содержание потребностей индивида обусловлено тем, какие из первичных потребностей родители удовлетворяли или фрустировали. Цит. по Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. - М.: , 1994. - С. 22. Теории, относящиеся к последнему типу, посвящены изучению формирования профессиональной зрелости и индивидуальному выбору сферы труда. Индивид, выбирая себе профессию, в первую очередь выбирает себе окружение, которое совпадает с его личностной ориентацией и типом личности.

Взаимосвязь личности и внешней, по отношению к ней, системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности, которая выступает в качестве обуславливающего механизма воздействия на личность оптанта, то есть человека, который принимает решение о выборе профессии. Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением и расширением деятельности субъекта, а самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.

Профессиональное самоопределение осуществляется школьниками: самостоятельно, исходя из личных способностей; под влиянием родственников, других взрослых; по совету педагогов; за компанию с друзьями или под влиянием СМИ.

Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Эта готовность может быть связана с формированием профессиональной направленности личности, ее адекватной самооценкой, достаточной информированностью и устойчивыми профессиональными намерениями, т.е. человек должен знать достаточно хорошо о своих интересах, когнитивных способностях и личностных особенностях, кроме того, должен быть знаком с профессиями и требованиями, которые они предъявляют, а также, должен уметь соотнести эти требования со своими личностными особенностями.

Профессиональному самоопределению, как правило, предшествуют определенные события. Такими событиями могут быть: окончание учебного заведения, увольнение с работы, повышение квалификации, смена места жительства и т.д.

Единство интересов и особенностей личности в системе профессионального самоопределения характеризует профессиональная направленность. Профессиональная направленность - это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Лешин В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов / http://www.firstjob.ru Основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов и установок человека.

Важным механизмом профессиональной ориентации является профессиональный интерес, который выражается через положительное отношение человека к профессии. Развиваются профессиональные интересы в процессе приобретения устойчивых свойств и качеств, который включает в себя возникновение такого интереса, его становление, закрепление и переход в профессиональные намерения, а в последствии и в профессиональный выбор. Профессиональный интерес строиться на познавательном интересе, поэтому необходимо в программу обучения общеобразовательных школ, в целях профориентации школьников, включать дисциплины, способствующие расширению знаний учащихся о мире профессий.

Профессиональный интерес развивается по следующим этапам:

знакомство с содержанием профессии;

развитие умения соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессии;

достижения соответствия профессиональных и познавательных интересов;

развитие потребности в реализации интересов в деятельности;

возникновение удовлетворенности профессиональной деятельностью. Гафурова Н.В. Интегральная модель интеллектуально-личностного развития учащихся в системе образования. - М.: Макс Пресс, 2004. - С. 169.

На основе развития профессионального интереса формируется готовность к профессиональному самоопределению. Профконсультирование как этап формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению решает практические задачи помощи в выборе профессиональной деятельности. Профконсультации являются эффективными, если подготовка к выбору профессии является долговременным процессом, соответствует возрастным особенностям оптанта и стимулирует его активную позицию как субъекта будущей профессиональной деятельности.

Для того, что бы дать понятие профессиональному самоопределению молодежи, необходимо определить, что есть самоопределение вообще. Я.В. Дидковская пишет, что под самоопределением понимается особое взаимодействие, происходящее «внутри» личности, в ходе которого осуществляется ценностный выбор личностью своего жизненного пути и принятия на себя ответственности за его реализацию. Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение молодежи: социологический анализ. - Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2004. - С. 7. В процессе самоопределения взаимодействуют такие компоненты, как общество, культура и личность, что свидетельствует о его сложности.

В научной литературе нет единого понимания процесса профессионального самоопределения. Мнения разделяются на две группы: одни исследователи этого вопроса считают, что профессиональное самоопределение - это один из компонентов социализации, другие - что один из этапов формирования личности человека. Таким образом, можно выделить социологический и социально-психологический подходы к пониманию процесса профессионального самоопределения.

В данной работе профессиональное самоопределение молодежи будет рассматриваться как «сложный процесс интеграции молодежи в социально-профессиональную структуру общества, который реализуется на личностном уровне через ценностный выбор личностью вариантов своего профессионального развития» Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение молодежи: социологический анализ. - Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2004. - С. 12.. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения. В процессе такого самоопределения, человек выбирает себе определенный образ жизни, а выбранная профессия становится средством его достижения. Кроме того, с выбором профессии человек выбирает свой будущий социальный статус, что свидетельствует о связи профессионального и социального самоопределения.

Подводя итоги, можно сказать, что выбор профессии тесно связан с жизненным планом человека, который охватывает всю сферу личного самоопределения. Он начинается с профессионального самоопределения, начало которого приходиться на такой возрастной период как юность, который характеризуется достаточно важными новообразованиями в психической сфере человека. Существует два похода к длительности профессионального самоопределения: одни авторы считают, что выбор, который индивид делает в молодости не окончательный, так как определяется в профессиональном плане человек в достаточно зрелом возрасте, другие - что человек делает свой выбор в молодости, выбирая себе, в первую очередь, окружение, которое совпадает с его личностной ориентацией и типом личности. Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Единство интересов и особенностей личности в системе профессионального самоопределения характеризует профессиональная направленность, которая основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов и установок человека. Важным механизмом профессиональной ориентации является профессиональный интерес, который выражается через положительное отношение человека к профессии. На основе развития профессионального интереса формируется готовность к профессиональному самоопределению. Профконсультирование как этап формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению решает практические задачи помощи в выборе профессиональной деятельности. В научной литературе нет единого понимания процесса профессионального самоопределения, одни его рассматривают как компонент социализации, другие - этап развития личности. В данной работе будем исходить из того, что профессиональное самоопределение - это процесс интеграции молодежи в социально-профессиональную структуру общества, который реализуется на личностном уровне через ценностный выбор личностью вариантов своего профессионального развития.