logo
Правовое воспитание детей младшего школьного возраста

2.2 Формирование правового воспитания детей младшего школьного возраста

Программа правового воспитания детей младшего школьного возраста.

Цель - формирование правового воспитания у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

1. Подготовка детей к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав.

2. Формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей.

3. Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.

Учителями высшей категории, МОУ СОШ №33 г. Череповца, Шабановой Н.Д. и Викторовой Т.А., разработана программа правового воспитания детей младшего школьного возраста, состоящая из недельного курса(5 занятий).

Содержание занятий:

Занятие №1

Тема: «Право на труд и свободный выбор работы».

Программная задача: Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы. Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда. Воспитывать уважение к труду взрослых и желание выбрать свою профессию.

Оборудование: Книга «Декларация прав человека», картинка древнего мира, иллюстрации из сказки «Мороз Иванович».

Ход занятия. Ребята сегодня у нас в гостях книга «Декларация прав человека», значит, разговор пойдет о том, что является важным для всех людей - о наших правах.

Посмотрите, пожалуйста, на эмблему права? Как вы думаете, о каком праве мы будем сегодня говорить? (на фланелеграфе картина древнего мира)

Давайте представим себе время, когда люди жили в лесу, в пещерах. У них не было современных домов, современной одежды. Чем они занимались? (Ответы детей).

А для чего люди трудятся?

Что было бы с нами, если бы мы не трудились? (Ответы детей)

Правильно, если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Потому народная мудрость гласит: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Занятие №2

Тема: «Право на отдых и досуг»

Программная задача: Познакомить детей с правом на отдых. Формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают. Дать понятие, что отдыхом может быть и смена деятельности. Учить ценить свободное время и заполнять его интересными занятиями.

Оборудование: Карточки к игре «Путешествие в разные страны». Книга «Декларация прав человека». Карточки с изображениями различного вида деятельности.

Ход занятия. Сегодня на наше занятие я принесла книгу «Декларация прав человека» и значит, мы с вами будем говорить о правах человека.

Игра «Исправь ошибку».

Правила игры: учитель выкладывает картинки с видом деятельности в определенном порядке. Дети должны решить, правильна ли последовательность, в которой они расположены, верно, ли показано чередование труда и отдыха: от чего может устать человек и как ему отдохнуть?

Занятия №3.

Тема: «Право на образование»

Программная задача: познакомить детей с правом на образование. Проверить готовность детей к социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Развивать творческие способности у детей.

Оборудование: Письмо, посылка со школьными принадлежностями, картина «Учитель»

Ход занятия: (учитель вносит в класс посылку и письмо)

Учитель: Ребята, к нам в класс пришло письмо и посылка. Вскроем письмо и почитаем. «Эта посылка предназначается ученикам, которые смогут отгадать кроссворд.

Занятие №4

Тема: Право есть искусство добра и справедливости.

Программная задача. В интересной и занимательной форме закреплять знания о правах человека, отраженных во всемирной декларации прав человека. Развивать способность анализировать поступки сказочных героев. Закреплять знания детей старинных русских пословиц. Адаптировать детей к существующим в обществе правилам и нормам жизни.

Оборудование: «Сказочный цветок», альбом с иллюстрациями из сказок, набор разрезных картинок.

Ход занятия.

Вы знаете пословицы о труде? Давайте их вспомним. (Дети читают 3-4 пословицы).

Вопрос: А для чего люди трудятся?

Учитель: Труд - основа нашей жизни. А жизнь самое ценное, что есть у человека. Важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь.

Учитель: Родители дают своему ребенку имя, а это еще одно право человека. Какое? Право на имя и семью.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Правило игры: Необходимо собрать целую картинку из разрезных частей, и сказать, какое право изображено на них.

Занятие №5

Турнир по правовому воспитанию между детьми и родителями.

Тема: «Умники и умницы»

Программная задача: Пропаганда правового воспитания среди родителей. Закреплять знания детей о Всеобщей декларации прав человека.

Оборудование: 2 чудесных мешочка с фишками (от 1-15 и от 16-30). Цветок с семью лепестками, на обратной стороне которых нарисованы эмблемы прав. Карточки с вопросами. Бумага и краски.

Ход турнира: Уважаемые участники турнира. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить на важную и актуальную тему. В современном мире каждый человек, должен знать свои права, права ребенка. Соблюдать их и защищать от посягательств. Наш турнир называется «Умники и умницы». В нем участвуют две команды. Команды детей - «Непоседы», команда родителей - «Знатоки». В каждой команде имеется чудесный мешочек с фишками. Игроки называют номер фишки и соответственно номеру ведущий, задает вопрос или объявляет конкурс. Правильный ответ на вопрос жюри оценивает в 1 балл, а результаты конкурса оцениваются в 2 балла.

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Послушайте 10 заповедей мудрого родителя.

Не жди, что твой ребенок будет таким как ты, или каким ты хочешь.

Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не думай, что ребенок твой, он божий.

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем твоя.

Не унижай.

Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

Помните - строгость и доброта важные качества для родителей.

8 нельзя для ребенка:

Бездельничать, когда все дома трудятся.

Смеяться над старостью - это невежливо.

Вступать в пререкание с взрослыми людьми.

Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной игрушки, от своих родителей не имеешь право требовать ничего.

Делать то, что осуждают старшие.

Уходить из дома, не спросив разрешение.

Садиться обедать, не пригласив старшего.

Ты должен первым приветствовать старших, встречаясь или расставаясь с ними, пожелать доброго здоровья.

Предполагаемые результаты реализации программы:

1. Воспитание у младших школьников представлений о правах и обязанностях.

2. Понимание детьми понятийного аппарата, что такое право на образование, право на труд и отдых, декларация прав человека.

3. Консультация по решению вопросов, возникших у детей после проведения анкеты. [8,c.96-102]