logo
Педагогическое наследие К.Д. Ушинского

Заключение

В данной курсовой работе, опираясь на источники, а также на педагогическую литературу, был рассмотрен вопрос о реализации ведущих идей К. Д. Ушинского на основе рассмотрения его педагогического наследия. Раскрыть полностью данную тему, во всем ее объеме, конечно же, не удалось, но осветить важнейшие принципы обучения и воспитания, изложенные великим педагогом, получилось.

Примечательно, что оригинальная теория воспитания, созданная Ушинским, воплотила в себе лучшие черты классической русской педагогики - пламенную любовь к Родине, высокий гуманизм и демократизм, уважение к человеческому достоинству. Педагогические идеи Ушинского, учебники для начальной школы, методические руководства для учителей сыграли огромную роль в развитии народного образования в России. Ушинский сознавал, что многие из его педагогических идей могут быть осуществлены только в будущем и свято верил, что в будущем обществе воспитанию будет отведено достойное место. «Ничто, - писал Ушинский, - не искоренит в нас твердой веры в то, что придет время, хотя может быть и не скоро, когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как мы долго пренебрегали делом воспитания и как много страдали от этой небрежности». Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 7, С. 297.

Однако, рассмотрев в первой главе жизненный путь педагога, и изучив во второй главе данной работы его огромное педагогической наследие, взгляды на образование и воспитание личность, стало понятно, что прогрессивное наследие великого педагога продолжает жить в наши дни, сохраняя свою актуальность и значимость. Для современной педагогики ценно, что К.Д. Ушинский еще во второй половине XIX в. понимал ребенка как целостную личность и ратовал за одновременное развитие в нем ума, органов чувств, воли и эмоций. Ценно то, что Константин Дмитриевич боролся за неразрывную связь познавательной деятельности ученика с его нравственным формированием.

Я, как будущий учитель истории взяла на заметку следующие слова Ушинского, которые пригодятся мне для построения моей собственной системы образования и воспитания на уроке истории: «Если в древней истории нет приложения к практической жизни, то это не значит, что ее рассказ не действует на чувства и позиции учащихся. Преподаватель истории должен видеть в своем ученике не будущего историка, а только человека, пользующегося плодами исторической разработки для своего нравственного и умственного усовершенствования». Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 10, С. 441. Что касается оценки педагогической деятельности К.Д. Ушинского, то нужно отметить, что он «не только стоял на уровне европейской науки, он шел в первых рядах ее... он стоял на самых крайних высотах ее, лицом, обращенный на правильный путь грядущей педагогики». Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961. С. 73-74. Следовательно, чтобы идти в первых рядах европейской науки, надо не копировать западную систему образования, а создавать новые методические и дидактические принципы на основе опыта отечественных педагогов и психологов, а также на основе народных потребностей и ценностей современного российского гражданского общества.

Библиография

Источники:

· Водовозова Е.Н. На заре жизни. Т.1. М., 1964.

· Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина. М-Л., 1948-1952 гг.

· Ушинский. Под ред. Лебедева П.А. М., 1998.

Статьи:

· Ананьев Б.Г. Педагогическая антропология. К. Д. Ушинский и ее современное значение//Вопросы психологии, 1969, №2.

· Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании

· Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы.

· Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии.

· Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола.

· Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении.

· Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии

Откуда статьи?

Литература:

· Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961.

· Гончаров Н.К. К.Д. Ушинский - великий педагог-гуманист. М., 1974.

· Днепров Э.Д. Ушинский и современность. М. 2008.

· История педагогики и образования под ред. З.И. Васильевой. 5-е издание. М., 2009.

· Константинов Н.А. История педагогики. М., 1982.

· Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. СПб., 1896.

· Педагогические идеи К.Д. Ушинского и современность. Ярославль. 1975.

· Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в современной практике воспитания и обучения. Сборник статей под редакцией В.Б. Петровича. Киев-Одесса, 1980.

· Песковский М.Л. Значение чествования К.Д. Ушинского, его заслуги и труды. СПб., 1896.