Введение
После великих Петровских реформ серьезным изменением в устройстве государственной системы, в культуре и жизни общества стала эпоха Александра II. Реформы императора затронули переустройство городского и земского управления, судебной системы, военной сферы, состояния крепостных, а также сферы образования. В 1863 г. была проведена реформа высшего образования, был введен самый либеральный университетский Устав. В 1871 г. министр народного просвещения граф Д.А. Толстой реформировал среднее звено образования, путем введения в учебные программы больших объемов математики с усилением преподавания латинского и греческого языков. В связи с ослабление цензуры и либералистическим настроением императора Александра II, в 50-60 гг. XIX в. развивается общественная мысль передового населения Российской Империи, которое высказывало свое мнение о проводимых реформах. В это же самое время начинается расцвет творчества и аналитической мысли в педагогике Константина Дмитриевича Ушинского.
Известно, что основоположником педагогики, как самостоятельной отрасли знания является чешский педагог XVII в. - Я.А. Коменский, он же стал зачинателем комплексного ее освоения. Просветители Д. Локк и Ж.-Ж. Руссо выделили в педагогике две крупные сферы - вопросы обучения и воспитания и положили начало специальной разработке проблем воспитания. На рубеже XVIII-XIX веков И.Г. Песталоцци привнес в педагогику одну из великих идей эпохи Просвещения - идею всеобщего образования - и явился первым теоретиком и первым практиком народной школы. Но глубокий вклад в развитие российской школы сделал именно К.Д. Ушинский. Он является первым национальным педагогом, создателем национальной школы и основоположник научной педагогики в России. Друг и единомышленник Константина Дмитриевича Л.Н. Модзалевский имел все основания сказать о нем: «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор». Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. СПб., 1896. С. 162. Константин Дмитриевич разработал на русской почве все, что было сделано его предшественникам, не ломая при этом самобытность русской культуры и просвещения. «Ушинскому, - отмечал в1896 г. его современник и биограф М.Л. Песковский, - принадлежит честь открытия у нас того, что называется педагогической областью». Песковский М.Л. Значение чествования К.Д. Ушинского, его заслуги и труды// Памяти К.Д. Ушинского. По случаю25-летия со дня кончины К.Д. Ушинского. СПб., 1896. С. 18.
Наследие педагогической мысли Ушинского, по глубине и широте демократических, социальных преобразований, по их характеру и направленности, их сложности и противоречивости во многом сходны с новыми образовательными программами современной эпохи. Поиск образовательных принципов, воспитательных задач роднит время педагогических поисков Ушинского с постоянно меняющейся, ищущей себя образовательной системой XXI в. в России, соответственно, поиск новых образовательных и воспитательных принципов, стоящих перед образовательной системой, делают сегодня творчество Ушинского особенно значимым и актуальным. На данный момент духовная ситуация в Российской Федерации характеризуется напряженным поиском национально-культурной идентичности различных народов. Возрастает интерес к отечественной истории, народной культуре, национальным традициям, фольклору. Поэтому, надо развивать собственную систему образования, основываясь на ценностях и принципах российского государства и гражданина Российской Федерации, основываясь на опыте и наследии педагогической мысли известных педагогов прошлого, а не копировать европейские системы образования. Как сказал К.Д. Ушинский: « Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана». Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании//http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_narodn_vospit.html
Исходя из вышесказанного, следует отметить, объектом данной работы является педагогическое наследие К.Д. Ушинского, предмет работы - выявление реализации ведущих идей великого педагога в современной школе. Цель данной работы состоит в изучении творческого пути и педагогических принципов Ушинского. Достижение поставленной цели реализуется на основе следующих задач:
· Изучить педагогические принципы К.Д. Ушинского, проследив связь его исканий с биографическими моментами его жизни;
· Изучить источники и литературу, освещающие творческий путь и ведущие идеи в области образования и воспитания К.Д. Ушинского;
· Проанализировать использование образовательных и воспитательных методов и принципов Ушинского в современной школе.
Ценными источниками для данной исследовательской работы являются такие сочинения К. Д. Ушинского, как «О народности в общественном воспитании», «Письма о воспитании наследника русского престола», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О нравственном элементе в русском воспитании». В этих сочинениях ярко выражены педагогические принципы Ушинского, его взгляды на современное ему образование и воспитание, в том числе наследника Российской Империи - Николая Александровича, который, к сожалению, умер, так и не вступив на престол. Кроме того, в «Письмах о воспитании наследника русского престола» четко видна гражданская позиция Ушинского - противника крепостного права.
Немаловажны воззрения Ушинского о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, которые нашли отражения в таком его труде как «Родное слово» 1864 г. издания. Для того чтобы понять воспитательные принципы Ушинского, надо обратиться к его капитальному труду «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», который начал выпускаться с 1867 г.
Для понимания личности Ушинского как человека и педагога ценными являются воспоминания его современников, особенно его ученицы, воспитанницы Смольного Университета - Елизаветы Николаевны Водовозовы («На заре жизни»), которая также потом занималась педагогической деятельностью.
Таким образом, данная курсовая работа выполняется на основе интересной базы источников и педагогической литературы. Однако, несмотря на привлечение фактического материала, настоящая работа никоим образом не претендует на полное и исчерпывающее освещение всех нюансов рассматриваемых проблем, связанных с педагогическим наследием К. Д. Ушинского. Однако цель педагогических исканий великого русского педагога можно проследить в его следующей фразе, записанной в дневнике в студенческие годы: «Сделать как можно более пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни». Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 11. С. 11.
- Введение
- Глава 1. Особенности педагогического пути К.Д. Ушинского
- 1.1 Первые этапы жизни К.Д. Ушинского. Складывание педагогических взглядов в ходе преподавания в Ярославском Демидовском лицее и Гатчинском сиротском институте
- 1.2 Преобразования К.Д. Ушинским образовательной системы Смольного института. Изучение системы образования за границей. Последние этапы жизни великого педагога
- Глава 2. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского
- 2.1 Педагогические принципы К.Д. Ушинского, его взгляды и идеи на образование и воспитание личности
- 2.2 Реализация идей Ушинского в современной школе
- Заключение