Адаптивная технология обучения, основанная на когнитивном научении

диссертация

1.2 Адаптивная технология обучения на основе когнитивной теории научения

Обучаемым для успешного обучения необходим высокий уровень интеллектуального развития, восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня логических операций и т.д. При недостаточном развитии указанных качеств они способны это компенсировать за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, степени притязаний, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Однако интерес к обучению и успеваемость все равно снижаются. Чтобы этого не произошло, приобретенные ими знания должны быть осмысленны и ценностно-ориентированы. Одним из способов решения данной проблемы является когнитивное научение [7].

Научение - относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики - взаимодействия организма со средой [8].

Первые упоминания о когнитивном научении появились в трудах Толмена Э.Ч. Толмен предложил когнитивную теорию научения, полагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает возникающие связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. Таким путем организм познает окружающий его мир [9, 16]. А Бершадский М.Е. утверждает, что термин «когнитивный» описывает познавательную деятельность с точки зрения процессов информационного обмена человека с окружающей средой [10].

Так, термин «когнитивный» (от лат. слова «cognitio» - знание, познание), означающий «познавательный», «имеющий отношение к познанию», появился в шестидесятых годах прошлого века, в связи с возникновением новой парадигмы в психологических исследованиях (когнитивной психологии, когнитивистики), где особое внимание уделяется традиционным познавательным процессам: восприятию, вниманию, памяти, воображению и мышлению [11]. Однако когнитивная теория принципиально отличается тем, что все эти процессы рассматриваются как составляющие общего процесса информационного обмена между человеком и средой [12].

Когнитивная теория в обучении позволяет создавать условия для понимания каждым обучаемым входящей информации. Например, умение использовать информацию, поступающую из различных источников; умение конспектировать, т.е. излагать собственные мысли в соответствии с нормами языка и правилами логики; умение аннотировать, т.е. осуществлять краткую структурированную запись содержания курсов; умение проводить различия между фактами и предположениями и др. Также когнитивный подход предполагает использование в учебном процессе различных средств обучения: таблиц, рисунков, видео- и аудиозаписей, схем, презентаций [12].

Рассмотрим компании, которые занимаются разработкой адаптивной технологии обучения на основе когнитивной теории научения. Согласно [13], это компании Cog Books, Open Learning Initive (OLI) и Smart Sparrow. На рисунках 1.2-1.4 графически представлены общие сведения адаптивной системы обучения данных компаний.

Рис. 1.2 - Общие сведения адаптивной системы компании Cog Books

Рис. 1.3 - Общие сведения адаптивной системы компании Open Learning Initive

Рис. 1.4 - Общие сведения адаптивной системы компании Smart Sparrow

По данным [13] адаптивная система обучения определена шестью признаками, это:

· Профиль обучаемого - это упорядоченное хранение информации об обучаемом, используется для персонализации обучения;

· Модуль адаптивности - это структура учебного контента и масштаб, в котором содержание изменяется согласно конкретным потребностям обучаемого;

· Охват материала означает педагогическую гибкость продукта, для предоставления адаптивного обучения в том объеме, который необходим в рамках данного курса;

· Оценка - это частота, формат и условия, при которых обучаемые оцениваются;

· Модель контента описывает доступность к среде разработки продукта учителями или другими пользователями и их возможность добавлять и/или управлять содержимым в системе обучения;

· Таксономия Блума помогает диагностично формулировать познавательные цели модуля/урока или всего курса. Описание соответствующих категорий учебных целей для когнитивной области представлены в таблице 1.2 [14].

Таблица 1.2 - Категории учебных целей в когнитивной области

Основные категории учебных целей

Примеры учебных целей

1

Знание

эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания - от конкретных фактов до целостной теории. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений.

Обучаемый

Воспроизводит и узнает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, понятия, правила, принципы.

2

Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансформация) материала из одной формы выражения в другую, перевод с одного языка на другой, например, из словесной формы в графическую. В качестве показателя понимания может выступать интерпретация обучаемым (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Обучаемый

Поясняет суть правил, фактов, принципов. Интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы. Преобразует словесный материал в другие формы его представления (и наоборот). Приводит примеры. Предположительно оценивает будущие события, последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3

Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Обучаемый

Использует методы, понятия и принципы по образцу. Применяет методы, понятия и принципы в измененных и новых ситуациях. Демонстрирует правильность применение метода.

4

Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступила его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем при понимании и применении, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

Обучаемый

Раскрывает структуру целого. Выделяет скрытые (неявные) предположения. Видит ошибки и упущения в логике· рассуждений. Приводит различия между фактами и их следствиями, оценивает значимость данных.

5

Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад) план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Обучаемый

Пишет творческое сочинение.
Предлагает план проведения, эксперимента.

Использует знания из разных областей, чтобы составить решение той или иной проблемы.

Строит систематизирующие таблицы.

6

Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, вывода, данных, решения задачи) для конкретных целей. Суждения обучаемого должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими) так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут, определяться самим обучаемым или же задаваться ему извне (например, преподавателем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по «всем» предшествующим категориям плюс оценочные суждения основанные на ясно очерченных критериях.

Обучаемый

Предполагает критерии· для оценки.
Оценивает логику построения· материала в виде письменного текста.
Оценивает соответствие вывода имеющимся данным.
Оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

В рамках когнитивной теории научения обучаемый считается активным и сознательным участником процесса учения, а не объектом обучающей деятельности преподавателя, то есть реализуются субъект-субъектные отношения между обучаемым и преподавателем, а процесс учения имеет личностно и социально обусловленный характер [15].

Делись добром ;)