Особенности социальной адаптации детей на примере МСУ СО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" п. Дубровка
2.1 Организация и проведение исследования
Изучение особенностей социальной адаптации детей МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Измерить уровень социальной адаптации в МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка в возрасте от 12-17 лет.
2. Измерить уровень социальной адаптации учеников 7 класса общеобразовательной школы.
3. Провести анализ полученных данных.
4. На основании результатов работы дать рекомендации по организации работы с воспитанниками в МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка с целью повышения уровня их социальной адаптации.
База исследования:
Социальная квартира является структурным подразделением МСУ СО "Социальнo-реабилитационный центр для несовершеннолетних".
Цель создания подразделения - поддержка и социальная защита несовершеннолетних подростков, молодежи до 23 лет, временного их приюта, подготовка их к самостоятельной жизни в обществе.
В социальной квартире имеют право проживать выпускники сиротских учреждений, воспитанники домов-интернатов, специальных школ, спецучреждений, подростки вернувшиеся из мест лишения свободы, покинувшие социальнo-неблагополучную семью, испытывающие трудности в социальной адаптации.
Права и обязанности проживающего в социальной квартире: Основанием для определения в социальную квартиру является:
- личное заявление нуждающегося;
- решение медико-психолога-педагогического консилиума МСУ СО "Центр";
- приказ директора МСУ СО "Центр";
- направление комиссии по делам несовершеннолетних;
Поселяемый в социальную квартиру МСУ СО "Центр" заключает договор-контракт с администрацией Центра о выполнении обязательных условий проживания.
Проживающий в социальной квартире обеспечивается куратором по социальной работе. Основная задача специалиста по социальной работе - максимально содействовать психолого-педагогической и социальной реабилитации проживающего в социальной квартире, подготовка его к дальнейшей самостоятельной жизни.
Проживающий в социальной квартире имеет право:
- на временное бесплатное или частично бесплатное получение продуктов из кладовой Центра по нормативам питания его воспитанников для самостоятельного приготовления пищи;
- на помощь Центра в решении его социальных проблем (сбор документов для решения жилищного вопроса, вопроса трудоустройства, разрешения конфликтов и налаживание отношений с родителями и родственниками и т.п.
- на получение психологической и медицинской помощи;
- на временное бесплатное или частично бесплатное получение одежды, обуви, необходимой мебели и оборудования жилого помещения в соответствии с законодательством РФ.
Проживающий в социальной квартире обязан:
- выполнять правила внутреннего распорядка Центра;
- выполнять работы, предлагаемые администрацией Центра;
- работать по самообслуживанию в графике дежурств (уборка жилья, стирка личного белья, приготовление пищи и прочее);
- бережно относиться к имуществу социальной квартиры и нести ответственность за его сохранность;
- вносить плату за проживание в социальной квартире; Проживающий в социальной квартире начинает оплачивать проживание в ней с момента устройства на работу и в это время снимается с довольствия. Если размер заработной платы невысок и проживающий не может обеспечить себя питанием и одеждой, то он не снимается с довольствия и не вносит плату за проживание. При этом предоставляется справка с места работы о размере заработной платы.
Основными причинами увеличения числа «социальных сирот» являются:
- падение социального престижа семьи;
- материальные и жилищные трудности;
- межнациональные конфликты;
- рост внебрачной рождаемости;
- высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни;
- рост числа разводов;
- распространение жестокого обращения с детьми.
В ходе работы по социальной адаптации были вскрыты следующие проблемы воспитанников:
1. Проблемы социального характера:
- перегруженность детей отрицательным опытом, негативными образами, обусловленная изначальными пребыванием в неполноценной, опасной социальной ситуации;
- социальный статус ребенка-сироты - «ребенок государства».
2. Проблемы медицинского характера:
- патологические отклонения в состоянии здоровья воспитанников;
- тяжелые психические травмы, нервные расстройства, задержка развития;
- ослабленность детского организма, отставание в физическом развитии.
3. Психологические проблемы:
- ранняя депривация, деформация эмоционально-чувственной сферы, вызванная недостатком родительской любви;
- эмоциональная холодность, зажатость, отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, а иногда и агрессивное отношение к ним;
- несформированность коммуникативных умений, неумение выстраивать конструктивное общение на уровне «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый»;
- повышенная уязвимость воспитанников детского дома, неспособность к самоопределению, инфантилизм;
- нарушение чувства близкой привязанности к родным (братьям, сестрам).
4. Педагогические проблемы:
- социально-педагогическая запущенность детей;
- девиантное поведение;
- низкий уровень культуры;
- высокий уровень притязаний, эгоизм, потребительское отношение к людям, слабо развито чувство ответственности, бережливости.
По результатам исследования проблем воспитанники отмечают, что сталкиваются с проблемами: в учебе, конфликт с взрослыми (учителя, воспитатели), тоска по дому.
В решении проблем респонденты отметили, что чаще обращаются к воспитателям, друзьям и учителям. К социальному педагогу, к психологу, к заместителю директора по УВР они обращаются с проблемами реже.
Полученные результаты говорят нам о необходимости организации социальной адаптации.
Для того чтобы оптимизировать данный процесс, мы рекомендуем следующее:
- реагировать на проблему воспитанника таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней;
- непрерывно повышать активность и ответственность воспитанника;
- ограничивать влияние негативных социальных факторов;
- развивать навыки межличностного общения у учащихся;
- пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию;
- информировать органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков;
- выявлять совместно с психологом и социальным педагогом причины и условия совершения подростками правонарушений;
- проводить первоначальные ознакомительные беседы.
Для измерения уровня социальной адаптации используется методика К. Роджерса и Р. Даймонда.
Данная методика разработана с целью диагностики неприспособленности, выявления отклонений в психологическом состоянии воспитанников детского дома, анализа и предотвращения проблем на начальном этапе их возникновения.
Предназначена для школьников 12-17 лет.
Описание методики:
Методика состоит из 101 утверждения, которые испытуемый оценивает по 7-балльной шкале (от 0 до 6 баллов), как свойственные и не свойственные ему (от 0 - совершенно ко мне не относится, до 6 - точно про меня).
Для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы используется социометрия Джекоба Морено[28].
При формировании групп не могли быть учтены пожелания воспитанников, поскольку мы были недостаточно знакомы с ними. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для воспитанников и для руководства выгодно учитывать пожелания при организации деятельности коллектива.