logo
Освоение ребенком звукового строя языка

2. Констатирующий эксперимент

Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования "Ясли-сад № 71 города Бобруйска".

Методы исследования: метод наблюдения, метод наглядности, метод изучения и обобщения опыта, эксперимент.

На первом этапе констатирующего эксперимента (ноябрь 2011 г.) изучалась и анализировалась литература, подбиралась речевых игр. На втором этапе проводилось обследование группы детей с целью выявления уровня развития слоговой структуры у детей. Далее наша группа (10 человек) была поделена на 2 подгруппы - дети (5 человек), которые пойдут в школу в 2011/2012 уч. году экспериментальная подгруппа; и дети (5 детей), которые останутся еще на год в дошкольном учреждении - контрольная подгруппа.

Для диагностики слоговой структуры мы разработали и провели следующую методику:

Вид слоговой структуры

Оптический раздражитель (картинка)

Односложные слова с закрытым слогом

мак дом сыр

Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов

рука роза лапа

Двусложные слова с 1 закрытым слогом

сахар диван забор

Двусложные слова со стечением согласных в середине слова

кукла марка утка

Односложные слова со стечением согласных в начале слова

стол стул шкаф

Односложные слова со стечением согласных в конце слова

Волк

Тигр

лифт

Двусложные слова со стечением согласных в начале слова

трава

брови

книга

Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова

клумба клубника гнездо

Двусложные слова со стечением согласных в конце слова

корабль

бинокль

кнопка

Трехсложные слова из 3 открытых слогов

панама канава малина

Трехсложные слова с последним закрытым слогом

кошелек пулемет телефон

Трехсложные слова со стечением согласных

конфеты памятник винтовка

Четырехсложные слова с открытыми слогами

паутина черепаха

пианино

Многосложные слова из сходных звуков

клубок колосок корзина картина

Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова, для повторения предлагаются следующие предложения:

"Петя пьет горькое лекарство"

"На перекрестке стоит милиционер"

"Космонавт управляет космическим кораблем" и др.

ВЫВОДЫ: ОТМЕЧАЕТСЯ ХАРАКТЕР ИСКАЖЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ (СОКРАЩЕНИЕ СЛОГОВ - МОЛОТОК - "МОТОК"; УПРОЩЕНИЕ СЛОГОВ, ОПУСКАНИЕ СЛОГОВ - СТУЛ - "ТУЛЬ"; УПОДОБЛЕНИЕ СЛОГОВ - ТАБУРЕТКА - "ТАТУЕТКА"; ДОБАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ, СЛОГОВ - КОМНАТА - "КОМОНАМАТА", СТОЛ - "СЫТОЛ"; ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ И ЗВУКОВ - ДЕРЕВО - "ДЕВЕРО"). ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ ЯВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ СЕНСОРНЫХ НАРУШЕНИЙ.

Оценка результатов:

Ребенку предлагается просмотреть картинки и назвать изображения (по 3 картинки на каждый вид слоговой структуры). По количеству правильно произнесенных слов выставляются баллы (0-3).

Таблица 1. Уровень развития слоговой структуры (констатирующий эксперимент)

Экспериментальная подгруппа

Контрольная подгруппа

Имя ребенка

кол-во баллов

Имя ребенка

кол-во баллов

Рома Б.

20

Ангелина Д.

25

Валя К.

26

Марианна П.

15

Артур И.

31

Катя Л.

20

Марина Е.

21

Игорь Д.

35

Арина С.

36

Ваня Д.

26

Средний показатель

134

Средний показатель

121

Как видим, уровень развития слоговой структуры низок у детей как контрольной, так и экспериментальной подгруппы.

Таким образом, степень развития слоговой структуры у детей может быть различной, но во всех случаях наблюдаются указанные выше характерные ошибки.