2. Констатирующий эксперимент
Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования "Ясли-сад № 71 города Бобруйска".
Методы исследования: метод наблюдения, метод наглядности, метод изучения и обобщения опыта, эксперимент.
На первом этапе констатирующего эксперимента (ноябрь 2011 г.) изучалась и анализировалась литература, подбиралась речевых игр. На втором этапе проводилось обследование группы детей с целью выявления уровня развития слоговой структуры у детей. Далее наша группа (10 человек) была поделена на 2 подгруппы - дети (5 человек), которые пойдут в школу в 2011/2012 уч. году экспериментальная подгруппа; и дети (5 детей), которые останутся еще на год в дошкольном учреждении - контрольная подгруппа.
Для диагностики слоговой структуры мы разработали и провели следующую методику:
Вид слоговой структуры |
Оптический раздражитель (картинка) |
|
Односложные слова с закрытым слогом |
мак дом сыр |
|
Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов |
рука роза лапа |
|
Двусложные слова с 1 закрытым слогом |
сахар диван забор |
|
Двусложные слова со стечением согласных в середине слова |
кукла марка утка |
|
Односложные слова со стечением согласных в начале слова |
стол стул шкаф |
|
Односложные слова со стечением согласных в конце слова |
Волк Тигр лифт |
|
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова |
трава брови книга |
|
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова |
клумба клубника гнездо |
|
Двусложные слова со стечением согласных в конце слова |
корабль бинокль кнопка |
|
Трехсложные слова из 3 открытых слогов |
панама канава малина |
|
Трехсложные слова с последним закрытым слогом |
кошелек пулемет телефон |
|
Трехсложные слова со стечением согласных |
конфеты памятник винтовка |
|
Четырехсложные слова с открытыми слогами |
паутина черепаха пианино |
|
Многосложные слова из сходных звуков |
клубок колосок корзина картина |
Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова, для повторения предлагаются следующие предложения:
"Петя пьет горькое лекарство"
"На перекрестке стоит милиционер"
"Космонавт управляет космическим кораблем" и др.
ВЫВОДЫ: ОТМЕЧАЕТСЯ ХАРАКТЕР ИСКАЖЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ (СОКРАЩЕНИЕ СЛОГОВ - МОЛОТОК - "МОТОК"; УПРОЩЕНИЕ СЛОГОВ, ОПУСКАНИЕ СЛОГОВ - СТУЛ - "ТУЛЬ"; УПОДОБЛЕНИЕ СЛОГОВ - ТАБУРЕТКА - "ТАТУЕТКА"; ДОБАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ, СЛОГОВ - КОМНАТА - "КОМОНАМАТА", СТОЛ - "СЫТОЛ"; ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ И ЗВУКОВ - ДЕРЕВО - "ДЕВЕРО"). ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ ЯВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ СЕНСОРНЫХ НАРУШЕНИЙ.
Оценка результатов:
Ребенку предлагается просмотреть картинки и назвать изображения (по 3 картинки на каждый вид слоговой структуры). По количеству правильно произнесенных слов выставляются баллы (0-3).
Таблица 1. Уровень развития слоговой структуры (констатирующий эксперимент)
Экспериментальная подгруппа |
Контрольная подгруппа |
|||||
Имя ребенка |
кол-во баллов |
Имя ребенка |
кол-во баллов |
|||
Рома Б. |
20 |
Ангелина Д. |
25 |
|||
Валя К. |
26 |
Марианна П. |
15 |
|||
Артур И. |
31 |
Катя Л. |
20 |
|||
Марина Е. |
21 |
Игорь Д. |
35 |
|||
Арина С. |
36 |
Ваня Д. |
26 |
|||
Средний показатель |
134 |
Средний показатель |
121 |
Как видим, уровень развития слоговой структуры низок у детей как контрольной, так и экспериментальной подгруппы.
Таким образом, степень развития слоговой структуры у детей может быть различной, но во всех случаях наблюдаются указанные выше характерные ошибки.
- Введение
- Глава I. Освоение ребенком звукового строя языка
- 1.1 Освоение ребенком звукового строя языка. Переход от лепетных невольных звуков к фонемам. Фонематические характеристики первых слов. Появление фонематической речи как качественно новый этап коммуникативной деятельности. Развитие фонематического слуха ребенка
- 1.2 Последовательность освоения гласных и согласных фонем. Типичные ошибки в произношении слов (пропуск начальных и конечных фонем, замены и др.)
- 1.3 Освоении слоговой структуры многосложных слов. Причины и закономерности слоговой элизии. Перестановка звуков и слогов, как распространенное явление в речи ребенка
- 1.4 Освоение интонационных структур
- 2. Констатирующий эксперимент
- 2.1 Формирующий эксперимент
- 3. Методы исследования звукового строя языка
- Тема 5.1 Особенности освоения детьми звуковой стороны речи
- Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для развития ребенка.
- Понятие о звуковой культуре речи. Особенности овладения детьми звуковой стороны языка.
- Звуковой строй языка
- Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.
- Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.
- 3.3.2. Особенности освоения детьми грамматического строя речи