logo
Автоматизированная система оценки качества деятельности преподавателей кафедры "Информационные системы в экономике"

1.1.3.2 Методическая работа

Методическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на методическое обеспечение учебного процесса, повышение педагогического мастерства преподавателей, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов, всех форм и методов учебной работы в вузе.

Основная цель методической работы - создание условий, способствующих повышению эффективности и качества образовательного процесса.

Методическая деятельность в университете включает:

- учебно-методическую работу,

- научно-методическую работу,

- организационно-методическую работу.

Цели учебно-методической работы:

- совершенствование методики преподавания дисциплин,

- методическое обеспечение учебного процесса,

- внедрение в учебный процесс рекомендаций, выработанных в результате выполнения научно-исследовательских работ,

- повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава.

Цели научно-методической работы:

- перспективное развитие процесса обучения на основе проведения исследований и обобщения передового опыта,

- совершенствование содержания и методики преподавания,

- поиск новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств организации и технологии учебного процесса.

Организационно-методическая работа охватывает мероприятия по управлению методической работой.

Основным звеном, выполняющим методическую работу в университете, является кафедра. На факультетском уровне реализуются методические мероприятия общефакультетского и межкафедрального масштаба, связанные с подготовкой специалистов по направлениям и специальностям факультета. На вузовском уровне решаются проблемы и выполняются методические мероприятия межкафедрального, общевузовского и межвузовского масштабов.

Можно выделить основные цели методической работы на кафедре:

- систематическое совершенствование методики обучения и воспитания студентов,

- повышение педагогического мастерства преподавателей,

- разработка новых эффективных методов организации и ведения учебного процесса,

- обобщение и распространение передового опыта обучения и воспитания студентов.

Методическая работа на кафедре может осуществляться в различных формах: научные исследования по вопросам методики обучения и воспитания, заседания кафедры по учебно-методическим вопросам, методические разработки, создание учебных пособий, учебников, инструктивно-методические занятия, методическое обеспечение занятий, взаимное посещение занятий, участие в научно-методических конференциях и межкафедральных совещаниях, методических семинарах.

Примерами методической работы на кафедрах могут служить:

- подготовка к лекционным, практическим, семинарским, лабораторным занятиям, учебной практике;

- разработка, написание, переработка, рецензирование, подготовка к изданию конспектов лекций, сборников упражнений и задач, методических материалов по проведению лабораторных работ, деловых игр, решению производственных задач, анализу конкретных ситуаций и т.д;

- составление проектов новых учебных рабочих планов направлений подготовки, специальностей и специализаций;

- составление вузовских образовательных стандартов новых учебных дисциплин, пересмотр действующих образовательных стандартов;

- внедрение новых информационных технологий в учебный процесс;

- работы, связанные с применением ПЭВМ в учебном процессе; разработка задач, отладка программ и т.д.;

- разработка и проведение олимпиад со студентами и абитуриентами.

- составление документов по планированию учебного процесса: календарных планов дисциплин, графика самостоятельной работы студентов, графика прохождения практик и т.д.;

К научно-методической работе кафедры относится:

- выполнение плановых госбюджетных научно-методических работ по проблемам высшей школы;

- написание и подготовка к изданию учебников, учебных пособий, научно-методических статей и докладов;

- научное редактирование учебников, учебных пособий, научно-методических статей и докладов;

- рецензирование учебников, учебных пособий, конкурсных и других материалов;

- работа в секциях научно-методического совета и комиссий при университете;

- участие в работе специализированных советов, совета вуза, совета факультета;

- разработка новых образовательных технологий;

Организационно-методическая работа включает:

- проведение работы по профессиональной ориентации молодежи при поступлении в университет;

- работа в приёмной комиссии;

- подготовка материалов к заседаниям кафедры, совета факультета, совета университета;

- работа в составе методической группы кафедры (при её наличии) в качестве председателя или члена группы, факультетской комиссии менеджмента качества образования, научно-методического совета вуза;

- организационно-методическая работа по заданиям органов управления высшей школой;

- участие в подготовке и работе вневузовских и внутривузовских конференций, семинаров, смотров, конкурсов, выставок;

Методическая работа на кафедре выполняется преподавателями кафедры в пределах «второй половины» шестичасового рабочего дня. Методическая работа, выполняемая преподавателем в рамках любой из её форм (УМР, НМР, ОМР), рассматривается как его функциональная обязанность. Эта работа планируется и учитывается в соответствующем разделе индивидуального плана работы преподавателя.

Объем и качество методической работы служат одним из основных критериев оценки деятельности преподавателя.

Ответственным за методическую работу на кафедре является заведующий кафедрой. Для оказания заведующему кафедрой помощи в руководстве методической работой распоряжением заведующего кафедрой назначается ответственный за методическую работу из числа наиболее опытных преподавателей. На больших кафедрах для этих целей может быть создана методическая группа кафедры (МГК).

Лица, ответственные за методическую работу на кафедре, периодически докладывают на заседаниях кафедры о состоянии методической работы и вырабатывают предложения о совершенствовании методической деятельности кафедры [32].