1.1.2 Структура, цели и задачи кафедры
Главная цель кафедры - удовлетворение потребностей в обучении или повышении квалификации с использованием новых образовательных технологий и качественного обеспечения учебного процесса.
Эффективная реализация образовательных технологий подготовки специалистов возможна лишь при создании соответствующих организационных, кадровых и материальных условий.
В связи с этим можно выделить основные задачи кафедры:
- проведение по всем формам обучения лекций, лабораторных, практических, семинарских и других видов учебных занятий, предусмотренных учебными планами, на высоком теоретическом и научном уровне;
- руководство учебной, производственной и преддипломной практикой, курсовым и дипломным проектированием, курсовыми и дипломными проектами (работами), а также самостоятельной работой студентов по изучению дисциплин кафедры;
- проведение курсовых экзаменов и зачетов;
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования;
- удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
- разработка, представление на утверждение в установленном порядке и внедрение учебных планов и вузовских образовательных стандартов по направлениям и специальностям подготовки, образовательных стандартов по учебным дисциплинам кафедры, а также подготовка заключений по учебным программам, составленным другими кафедрами;
- подготовка учебников, учебных и методических пособий, в том числе с грифами УМО, Минобразования РФ, Сибирского учебно-методического центра высшего профессионального образования (СибРУМЦ), монографий и научных публикаций, а также составление заключений по поручению ректората на учебники, учебные пособия и учебно-методическую литературу;
- организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-технических и опытно-конструкторских работ в соответствии с утвержденными планами, в том числе по проблемам образования;
- руководство научно-исследовательской работой студентов;
- обсуждение законченных научно-исследовательских работ, внедрение результатов этих работ в производство; рекомендации для опубликования законченных научных работ;
- проведение мероприятий по организации воспитательной работы среди студентов;
- рассмотрение индивидуальных планов учебно-воспитательной, научной, методической и другой работы сотрудников кафедры;
- изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших преподавателей;
- оказание помощи начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством;
- разработка и осуществление мероприятий по использованию при проведении учебных занятий современных информационных и компьютерных технологий, аудио-, видеотехники и других технических средств;
- подготовка научно-педагогических кадров, рассмотрение диссертаций, представляемых к защите сотрудниками кафедры или по поручению ректората и диссертационных советов факультета другими соискателями;
- оказание практической помощи в трудоустройстве молодых специалистов и организация систематической связи с выпускниками кафедры и руководством предприятий, учреждений и организация, на которых они работают;
- установление связи с предприятиями, учреждениями и организациями в целях обобщения и распространения передового опыта, оказания им научно-технической помощи;
- проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов, занятых в различных отраслях народного хозяйства, культуры, просвещения и здравоохранения;
- организация участия преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов и докторантов кафедры в конкурсах, конференциях, семинарах, симпозиумах и т.д.;
- участие в наборе абитуриентов;
- обеспечение сохранности закрепленных за кафедрой лабораторий, помещений, а также оборудования, приборов и других материальных ценностей;
- обеспечение внутренней и внешней аттестации кафедры в соответствии с решением учёного совета университета [27].
В состав кафедры входят профессора, доценты, старшие преподаватели (преподаватели), ассистенты, старшие и младшие научные сотрудники, аспиранты, докторанты и учебно-вспомогательный персонал: заведующие лабораториями, инженеры, инженеры-программисты, учебные мастера и другие категории специалистов.
На рисунке 1.2 изображена организационная структура кафедры (на примере кафедры «Информационные системы в экономике»).
Рисунок 1.2 - Организационная структура кафедры «Информационные системы в экономике» АлтГТУ им. И.И. Ползунова
Вопросы деятельности кафедры рассматриваются, принимаются и утверждаются на заседаниях кафедры, на которых присутствуют все научно-педагогические работники и учебно-вспомогательный персонал кафедры.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1 Качество ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА кафедрЕ
- 1.1 Кафедра вуза
- 1.1.1 Роль кафедры в деятельности вуза
- 1.1.2 Структура, цели и задачи кафедры
- 1.1.3 Описание деятельности кафедры
- 1.1.3.1 Управление деятельностью кафедры
- 1.1.3.2 Методическая работа
- 1.1.3.3 Учебно-организационная работа
- 1.2 Качество повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза
- 1.2.1 Подбор и подготовка преподавателей вуза