3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
Разностороннее и гармоничное развитие личности невозможно без развития ее телесного и психического здоровья, без установления ею соразмерных и стройных отношений с окружающей природой и социальной средой, а также с самой собой. Вот почему овладение школьниками ценностями и навыками здорового образа является одной из важных задач воспитания. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это не просто отсутствие болезни или физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия (Краткая медицинская энциклопедия: в 2 т. Т. 1 / [под ред. В. И. Покровского]. — М. : Крон-Пресс, 1994. — Т. 1. — С. 375). В педагогической справочной литературе здоровье детей определяется как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как ценности, в осознании своей ответственности за собственное здоровье и здоровье будущих поколений, в умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения, в сформированности умений и навыков сохранения, укрепления здоровья, навыков личной гигиены. Здоровый образ жизни — это такой способ жизнедеятельности, который способствует эффективному выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Итак, здоровье, здоровый образ жизни — фундамент полноценного существования и жизнедеятельности человека, необходимое условие разностороннего гармоничного развития личности.
Ценностное отношение к здоровому образу жизни, знание средств поддержания и совершенствования физической формы, потребность в разумной физической активности как основе умственного, нравственного, эстетического развития составляют сущность физической и валеологической культуры личности. Теоретической основой формирования здорового образа жизни является валеология — наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья, здоровом образе жизни. В соответствии с этим в содержание валеологического образования входят: знание правил личной гигиены, культуры питания, приемов организации своей жизнедеятельности с учетом биологических ритмов своего организма, знание средств стрессоустойчивости и физического самосовершенствования и т. д.
В педагогике выявлены условия формирования здорового образа жизни (см. схему 67).
Внедрение здоровье-сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс |
| Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, его пропаганда |
| Систематические занятия учащихся физической культурой, спортом, туризмом | ||
|
|
|
|
|
| |
| Условия формирования здорового образа жизни |
| ||||
|
|
|
|
|
| |
Педагогический коллектив как эталон здорового образа жизни |
| Противодействие распространению вредных зависимостей |
| Воспитательная работа в ходе оздоровительного отдыха | ||
Схема 67 |
- Тема 1.21 Формирование экологической культуры и здорового образа жизни
- 1. Экологическая культура личности: сущность и структура
- 2. Технологии и возрастные особенности воспитания экологической культуры школьников
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся