logo search
Занятие 6

3.1. Устная проверка знаний и умений учащихся

Широкое использование устной формы проверки знаний, умений и навыков учащихся обусловлено ее главным достоинством по сравнению с другими формами-непосредственным контактом между учеником и учителем в процессе проверки. Это дает возможность учителю следить за развитием мысли отвечающего, своевременно корректировать знания, устранять все сомнения относительно состояния знаний ученика, исправлять погрешности речи, учить логически грамотно строить изложение, правильно применять терминологию.

Устная проверка — самый распространенный способ текущей проверки знаний учащихся. Поэтому из всех видов проверки знаний именно "устный контроль в наибольшей мере носит обучающий характер".

Устный индивидуальный опрос обладает многими удобствами. Он даёт возможность с помощью дополнительных вопросов полнее проверить знание учеников и осуществить индивидуальный подход к ним. При устном опросе у карты, у классной доски легче устранить подсказывание, потому что ученик находится ближе к учителю, чем к своим товарищам.

К отрицательным моментам этого приёма, что ученик пропускает существенное и много говорит о маловажном, недостаточно использует плакаты и доску; при плохом рассказе остальные учащиеся скучают, не заинтересовываются.

Этот метод относительно трудоемкий и позволяет в течение занятия проверить знания не более 3-4 студентов

Сущность фронтального опроса состоит в том, что преподаватель расчленяет изученный материал на сравнительно мелкие вопросы, с тем, чтобы, таким путем проверить знания большего количества студентов

Фронтальную устную проверку используют для выяснения готовности класса к изучению нового материала, для определения сформированности понятий, для проверки домашних заданий, для поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке.

При этом, однако, возникает новая проблема. При фронтальном (беглом) опросе трудно выставлять студентам оценки, так как ответ на один-два мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.

Что касается фронтального и индивидуального опроса, то лучше всего их соединять. Таким образом, опрос проходит при усиленной умственной работе всех учеников. Все готовятся отвечать или дополнять и следят за ответами опрашиваемых. Учебный материал в это время повторяется глубоко и основательно. Рабочее состояние влечёт за собой прекрасную дисциплину. Ведь если будешь невнимателен и не сумеешь дополнить.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что преподаватель вызывает одного ученика для устного ответа, а трем-четырем, студентам предлагает дать ответы на заранее подготовленные на отдельных листках вопросы. Уплотненным этот опрос называется потому, что преподаватель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) их письменные ответы и выставляет за них оценки в журнал, несколько «уплотняя», т.е. экономя, время при проверке знаний, умений и навыков.