logo search
11-20

16 Образоват правоотношения в сист непрерывного обр-я

Закон РФ об обр ст 18-26 и закон о высшем и послевуз регулируют образовательные правоотношения в системе неперерывного образования. НО организуется с целью повторения, дополнения, прододжения, изменения, полученного обря в процессе которого развиваются способоность обогащатсья знанинями, повышается проф пригодность, происходит гармоничное развитие личности и учвастие в соц эконом и культ развитии страны. Проблема НО охватывает также вопросы повышения культуры, расширение полит кругозора, воспитания и эконом обря, трактат»учиться чтобы жить» НО – продуктивная пед идея соверм этапа мирового равзития Цель – общее развитие личности и соотв членво общества, поддержка, внедерние культурных, научных, НАЦИОН, УНИВЕРСАЛЬНЫХ ценностей, нравств и гражданское воспитание. Задачи: развитие конкурентоспособности рабсилы; облегчение соц интеграции граждан с учетом их соц устремлений запросов рынка труда; создание благоприятных условий для макс развития и творческого потенциала личностей; актуализация знаний и проф совершенствование в основной и родственной области; переподготовка; обеспечение соц защиты; Основные подходы: традиционный (для взрослых)для компенсации ЗУН недополученных в вовремя учебы; обре как пожизненный процесс, учиться всю жизнь (для повышения квалификации и тд); образование через всю жизнь (на потребностях личности и ее стремлениях); Почему нужно: -ускорение научтехн прогресса и соц эконом прогресса, быстротой мирового и общественного развития - крайнее отставание содержания проф обря от потребностей страны и рынка труда, от тенденций мирового эконом развития (что приводит к безработице, недовольство работодателей, страна неконкурентоспособна) - подготовка кадров не соответствует потребностям рынка труда - неэффективность использования бюджетных средств.( специалисты по модным, а не по нужным профам) Принципы: опережающий и непрерывный характер образования и развития личности; адаптация программ проф обучения к потребностям общества; подготовка личности для полной адаптации к изменяющейся системе обря; мобилизация и использование всех имеющихся средств информации Формы: подготовка; повышения квалификации; специализация; доп квалификация; переподготовка; Основные элементы системы НО: -перезод от системы управления вузами в систему управления отдельными программами - введение кредтно-модульной истемы - создание независимых цент ров оценки качва обря НО осуществляется крусами: - курсы работодателей lzk сових рабочих - курсы и проги повышения квалификации - стажировки и специализации на предприятиях и учреждениях - семинары, конференции, крглые стол, мастерские -дистанционно Основная роль в организации НО отводится правительтву. Оно утверждает стратегии, нац проги и норматиные акты, проводя нац политику устойчивого развития госва.

17 педагогическая деят-ть,ее функции.структура,специфика.

Пед деят-ть-это самост вид чел-ской деят-ти, в котором реализуется передача опыта и культуры от поколения к поколению.Пед деят-сознат,целенапр деят взрослых(учителя, родители,а также образоват учрежд)в процессе кот осущ-ся руководство обучением и воспитанием детей.В структуре пед деят выдел след компоненты:

1.Диагостирование-вкл-ет анализ,направленный на выявление состояния учебно-воспит процесса,уровня воспитанности и обученности отдельн школника и коллектива в целом.Диагностичность-общее требование к разработке целей и задач.2Целеполагание и прогнозирование.Цель-идеальн предвосхищение рез-та ,для правильной постановки пед целей учит должен знать гос потребности общественного развития и требования, предьявл к личности чел-ка. Педогогу необходимо прогнозирование будущего развития личности 3.Проектирование.Пед задача синтезирует содержательн сторону(чему учить,что воспитывать),мотивационную сторону и операционную сторону(как действовать).Проектом содерж образования выступает учебн программа,учебн план,учебник.

4.Организационный момент. вкл-ет организацию учебно-воспит действий.Связан с выбором методов(как учить,как воспитывать),форм(где учить),средств(при помщи чего). Нужно использовать СМИ,вляние макро- и микросферы. 5Анализ.

Соотнесение рез-та с поставлен целями и задачами. Функции:1Обучающая-Связана с огранизацией осуществления и стимулир учащ-ся к приобретению ЗУН.Знания-рез-тат познания окруж действительности,отражен в мозге чел-ка.Умения-Способность совершать действия и операции на основе приобрет знаний.Навыки-автоматизир умения.

2.Воспитательная.Сущ-ет мн-во подходов к воспитанию.С точки зрения культурологического подхода, воспитание-целенапр процесс взаимод-я воспитателя и воспитанника по формир-. Базовой культуры личности.Базовая культура вкл-ет в себя:

нравственную,экономич,политич,физич,культ труда,культуру общ-ва и отношений,культурное самоопределение.

С точки зрения ценностного подхода воспитание- это целенапр процесс взаимод-я воспит и воспитанника по формир-ю ценностного отнош-я к миру. 3Развивающая Функция является ведущей в деятельности педагога. Развитие сенсорных восприятий, интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и мотивационной сферы личности. Мотив-внутренний побудитель деят-ти. Ваден познавательный интерес. 4.Социальная(общественная)заключ в общ деят-ти учителя,связ с защитой прав учиника, экол обстановкой и учитель-пропагандист знаний среди взрослых и учеников.

18 Педагогическая культура и мастерство.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, а также творческих сил и способностей личности, проявл в различных типах и формах жизни и деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми, в создав матер и дух ценностях

Проф культура – определенный уровень способностей, ЗУН, необходимых для успешного выполнения спец работы

П.К. включает общие представления о соц значимости данного вида труда, о профессиональном идеале, способах и средствах его достижения,развит чувст профессии

Пед культура – целостность, включающая в себя опред уровень развития способностей человека, его ЗУН, необходимых для успешного выполнения пед деятельности

Пед культура выражается в стремлении учителя к непрерывному самосовершенствованию в пед д-ти

Компоненты пед культуры: культура пед мышления, культура пед труда, общения, речи, нравственно – духовная, внешнего вида и поведения

Культура пед мышления основывается на глубоком теоретическом осмыслении пед д-ти. Она включает в себя высокое развитие способностей науччн обработки пед явлений и фактов, относящихся к личности школьника, к личности учителя и к образов процессу. В культуре пед мышления можно выделить такие особенности, как рефлексия и интуиция.

Рефлексия – анализ собственных мыслей, поступков, действий, которые побуждают учителя к самочсовершенствованию в личном и профессион отношении

Интуиция – догадка, озарение, основанное на богатом предшествующем опяыте и знаниях, которые способствуют мгновенному принятию правильного решения.

Важной хар-ой пед мышления выступает его гибкость, альтернативность и креативность, т.е. способность определять в пед ситуациях различные варианты решения

Культура пед труда

Предполагает высокий уровень владения проф умениями и навыками, способн к пед творчеству

Пед д-ть носит творч хар-р, т.к. ее объектом является постоянно развивающаяся личность, каждая из которых обладает своим индивид своеобразием и требует особого подхода

Культура проф общения

Предполагает знание норм общения ( учитель – ученик, учитель – родители, учитель –коллеги) понимание детей и окр людей. Общение с детьми строится на основе знания их возрастных и индивидуальных особенностей.

Культура речи

Тесно связана с культурой общения. Слово учителя – тонкий инструмент воздействия на детей, прикосновен к личности ребенка, главное ср-во пед д-ти-знание норм литературного языка, следование им в устной и письменной речи

Культура внеш вида учителя Важное ср-во воздействияна нравств и эстетич чувства ребенка

Культура поведения Способствует созданию благопр атмосферы, взаимопонимания между учителем и учеником. Современный учитель должен иметь свои имидж

Пед мастерство-постоянное совершенствование искусства воспитания и обучения,; это фундаментальные знания и выработанные на их основе умения и навыки, выступающие в тесном единении с личностными качествами учителя; это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. Внешне пед мастерство выражается в успешном решении пед задач, высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. С внутренней стороны пед мастерство включает систему ЗУН. Овладение пед мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной и устойчивой работы над собой.

19.Требования к личности и проф компетенции педагога. Необходимый арсенал качеств личности учителя - ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость (нравственное качество педагога и оценка меры его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом). Учитель, прежде всего, сам оценивает свою деятельность и ее результаты, поэтому очень важно, чтобы эта оценка была беспристрастной, объективной. Из всех нравственных качеств существенней всего для учителя - любовь к детям. Одна любовь к детям еще не определяет успешности педагогической деятельности. Нужны определенные качества личности, которые обеспечивают успех в педагогическом труде - педагогические способности.

Учитель д иметь: хорошее здоровье, речевые данные, устойчивость нерв системы,способности выдерж сильн раздражители, проявляя выдержку.Все личные кач-ва имеют проф значимость.Главн роль среди них играет гражд и нравственная зрелость.Больш значение имеет увлеченность учителя проф деят.Не зря грят: от знания до любви к делу один только шаг, а от любви к знанию еще меньше. Учитель не м состояться без требовательности к себе и ученикам.Учитель д подходить к каждому ученику с оптимист гипотезой: видеть в нем самое лучшее и опираться на это в пед деят.Учитель д обладать эмпатией(спос-ть вставать на место др человека и взглянуть на окруж его глазами).Проф обязан учителя- постоянно е повышение квалификации кажд 5 лет.

Проф компетентность выражает единство теоретич и практич готовности педагога и осущ пед деят-ти и характеризует его профессионализм. Наиб общим умением проф готовности явл-ся умение педаг-ки мыслить и действовать, связан с умением анализир пед факты и явления.

Содержание подготовки педагога той или иной спец-и представлено в квалификац хар-ке.Квалифик хар-ка – комплекс обязат требований к общей подготовке работника системы оьр-я РФ.Пед специальность- вид деят-ти в рамках данной проф группы,хар-ся савокупн ЗУН,приобрет в рез-те образ-я т обеспечив постановку и решения задач в соот-и с присваиваемой квалификации.

Пед квалификация-уровень обученности и подготовл к выполн опр вида проф деят-ти по получен направлению подгот овки или специальности.

20 Общее понятие о педагогике как науке.

Признаки педагогики как науки: ее категориальный аппарат, предмет исследования, методы. Педагогика – это наука, изучающая объективные законы развития человека в обществе, объясняющая его поведение и дающая конкретные рекомендации по применению этих законов в различных условиях жизни и деятельности человека; это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития пед процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Постоянные задачи педагогики как науки: прогнозирование развития образования, вскрытие сущности и закономерностей образования и воспитания в коллективе, обобщение практического опыта. Педагогика как 1 из наук о человеке изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Объект – явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет – образование как реальный целостный пед процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семья, образовательные и культурно-воспитательные учреждения). На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога и различных видов деятельности учащихся и способы их взаимодействия.