logo search
Воспитание интереса и уважительного отношения к труду

2. Формирование интереса и уважения к труду у младших школьников на примере кружка «Работа с деревом»

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, ознакомление с работой взрослых является важнейшим фактором формирования "на всю последующую жизнь" нравственных основ человека.

Успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Каждый человек, а маленький в особенности, - личность своеобразная, неповторимая, со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. И одним лишь словом, даже очень добрым и очень умным, не всегда приохотишь ребенка к труду, да и не всякий труд послужит основой будущего трудолюбия.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся в интересном творческом труде осуществляют художественную деятельность.

Кружок "Работа с деревом" имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, к художественному и техническому творчеству. Ученик является участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий, которые принимают участие в выставках и украшают дома ребят. Декоративно- прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, пробуждение в детских сердцах искорок творчества и желания создавать прекрасное своими руками и дарить радость людям.

Цели и задачи кружка «Работа с деревом»

Основная цель - развитие фантазии и самостоятельности школьников, умения применять накопленный потенциал знаний и навыков в практической деятельности.

В ходе учебного процесса решаются следующие педагогические задачи:

В объединении дети учатся изготавливать поделки из природного материала: дерева и приобретают навыки в обращении с электровыжигателем, резаком и инструментами для обработки древесины. Условия заданий постоянно усложняются.

На занятиях раздела "Выжигание по дереву", школьники знакомятся с новым прибором - электровыжигателем. Они получают знания о его строении и правилах обращения с ним. Перед каждым ребенком ставятся задачи:

В разделе "Художественная роспись" проводятся занятия по овладению элементарным навыкам и приемам художественной росписи, основным знаниям и навыкам обработки древесины.

Так же проводятся занятия раздела "Резьба по дереву", где предусмотрено ознакомление ребят с контурной и геометрической резьбой, с приемами и методами деревообработки - это сведения о ручной обработке древесины, о применяемых материалах, инструментах, об основных заготовительных и отделочных операциях.

Изучение истории народных ремесел, работ местных мастеров-умельцев направлено на формирование у детей интереса и любви к своему краю, добросовестного отношения к труду, бережливости и экономности.

Детям прививается умение планировать свою деятельность с учетом общей цели и распределять операции. У них формируются внимание, любознательность, дисциплина. Они приучаются содержать в порядке и чистоте кабинет и свое рабочее место, выполнять правила личной гигиены и безопасности труда.

На занятиях особое внимание уделяется правилам безопасности труда, санитарии и личной гигиены.

Ожидаемые результаты.

Заключение

Итак, воспитание трудовой культуры, уважения к труду проникает во все явления общественной жизни и  должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с учащимися.

Труд - главный воспитатель. Необходимо помочь школьникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии. Поэтому основная подготовка к труду осуществляется на уроках по основам наук, предмету, "Трудовое обучение", факультативных занятиях, в кружках технического творчества, в ходе выполнения общественно полезного во внеурочное время.

Участие школьников в общественно полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с их умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием.

Учащиеся познают в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества, помогают увидеть перспективы его развития. В процессе труда учащиеся контактируют с коллективом взрослых, знакомятся с передовиками производства, с жизнью своего предприятия. Такая организация трудового воспитания способствует пробуждению любви к труду, возникновению потребности трудиться на общую пользу, выработка навыков коллективной деятельности, зарождению творческого отношения к труду учащихся. Эти нравственные черты позволяют ребенку подготовиться к будущей жизни.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что отношение к труду выражается в заботе об интересах всего общества. Познание радости труда для людей, радости труда в коллективе превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств школьника.

Труд всегда был источником красоты, нравственное воспитание в труде позволяет учащимся непосредственно воспринимать красоту труда, почувствовать его преобразующую силу, его привлекательность. Задача нравственного воспитания в школе - сделать труд учащегося нравственно значимым.

Очень важна организация коллективного труда, объединяющего интересы школьников, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде, устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, атмосферу высокой моральной и материальной ответственности, критики и самокритики.

Современное общество в период рыночных отношений предъявляет особые требования к человеку как труженику, поэтому в школе проблема воспитания детей в труде должна занимать одно из ведущих мест. Сегодняшний школьник завтра займёт своё место в общественном производстве, и значение его будет зависеть от того, насколько он окажется подготовленным к трудовой деятельности.

Список использованной литературы

1. Макаренко А.С. Сочинения, т.4.

2. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М., 1975.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1985.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика, М. 1998.

5. Крутецкий В.А. Психология, 1996.

6. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М. 1979.

7. Развитие трудового творчества у младших школьников: Кн. для учителя/Под ред. П.Н.Адрианова, М.А.Галагузовой. – М.: Просвещение, 1990.

8. Вайсбург А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия: Пособие для учителя / Под ред. М.И.Махмутова. – М.: Просвещение, 1986.

9. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 1992.

10. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников?" 1991, №12.

11. Воспитание школьников в труде под редакцией А.А. Шибанова: М, 1996.

12. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьников, М, 1997.

13. Зорова О.А. Нравственные и эстетические факторы в трудовом воспитании, Мн. 1986.

14. Педагогика: под ред. В.В.Белорусовой и И.Н. Решетель, 2-е изд., М. 1996.

15. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания, М. 1992, № 7-8.

16. Подросток в семье, сост. И.Я. Наумченко, Н.Ф. Яковлев, Мн. 1993.

17. Новожилов Э.Д. Трудовая подготовка школьников в период экономической реформы, 1992, № 1-2.