logo search

§ 2. Деятельность общественных организаций

Среди различных общественных организаций, занимающихся проблемами социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха, большую роль играют Всероссийское и региональные общества глухих. Основными задачами этой общественной организации являются защита прав и интересов неслышащих людей, расширение возможностей их интеграции в общество. В отделениях ВОГ проводятся консультации по вопросам образования детей и взрослых с нарушениями слуха; оказывается поддержка школьникам и студентам различных учебных заведений; оказывается помощь в трудоустройстве; организуется совместный отдых неслышащих детей и родителей; оказывается материальная помощь остронуждающимся членам ВОГ. Общество глухих организует культурные, физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. Имеющиеся в разных регионах дома культуры и клубы Общества глухих проводят значительную культурно-просветительную работу: организуют лекции по различной тематике, в том числе и по правовым вопросам, организуют педагогический всеобуч. Региональные отделения Общества глухих поддерживают деятельность различных кружков, организуют конкурсы и смотры художественной самодеятельности воспитанников детских садов и школ.

Всероссийское общество глухих издает журнал «В едином строю», содержащий различную информацию о жизни людей с нарушениями слуха, проблемах медицинской и социальной реабилитации, в том числе значительное внимание в нем уделяется вопросам обучения детей дошкольного и школьного возраста. В журнале «В едином строю» имеется рубрика «Университет для родителей», в которой содержатся материалы по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста, конкретные советы и рекомендации по воспитанию плохослышащих детей в семье.

В социальной реабилитации детей с нарушениями слуха принимают участие различные региональные организации, оказывающие помощь детям-инвалидам. Количество этих организаций возросло в последние годы, они активизировали свою деятельность. Среди них необходимо подчеркнуть значение деятельности таких организаций, как ассоциации родителей глухих детей (или детей с нарушениями слуха), которые существуют в отдельных регионах. Основными задачами таких организаций являются защита прав детей с нарушениями слуха, организация помощи родителям, распространение среди родителей информации о лечении нарушений слуха, слухопротезировании, методах воспитания и обучения детей и др.

Важное значение для приобщения к спорту, проведения оздоровительных и спортивных мероприятий имеют спортивные союзы и ассоциации, например Московский спортивный союз глухих, Московская федерация футбола глухих и др. Для развития художественных способностей глухих и слабослышащих детей разного возраста важны контакты детских садов и школ с Домами детского творчества, студиями, кружками.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.        Объясните значение понятий «социальная защита», «социальная поддержка».

2.        Что понимается под системой социальной реабилитации детей-инвалидов?

3.        Какие льготы имеют дети-инвалиды по слуху?

4.        Как законодательство защищает права матерей детей-инвалидов?

5.        Какие общественные организации осуществляют социальную поддержку детей с нарушениями слуха?

Литература

1.        Алов В. В., Алова М. И. Малыш не слышит! — СПб., 1992. Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно-правовых документов и науч.-метод. материалов / Под ред. Р. Б. Стеркиной. — М., 1996.

2.        Права глухих / Сост. В. 3. Базоев. — М., 1996.

3.        Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. — М., 1998.

Основные документы, в которых отражена система социальной защиты детей-инвалидов (1993—1997)

1.        Конституция Российской Федерации (от 12.12.93).

2.        Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 (от 30.11. 94, № 51-ФЗ), ч. 2 (от 26.01.96, № 14-ФЗ).

3.        Семейный кодекс Российской Федерации (от 29.12.95, № 223-ФЗ).

4.        Федеральный Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95, № 181-ФЗ.

5.        Указ Президента РФ Б. Н. Ельцина «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.92, № 1157.

6.        Закон РФ «Об образовании» от 13.01.96, № 12-ФЗ.

7.        Приказ Минздрава РСФСР от 04.07.91, № 117.

8.        Статья 49 КЗОТ РСФСР.

9.        Статья 54 КЗОТ РСФСР.

10.    Статья 163.1 КЗОТ РСФСР.

11.    Статья 170 КЗОТ РСФСР.

12.    Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25.09.92, № 3543-1.

13.    Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.90. Статьи 11, 32, 49, 92, 114.

14.    Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 04.08.94, № 12-ФЗ.

15.    Постановление Правительства РФ «О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и обеспечения мер по социальной защите населения» от 11.12.92, № 970.

СЛОВАРЬ

Адаптация — приспособление организма к окружающим условиям. Социальная адаптация — приспособление человека как личности к существованию в обществе путем усвоения ценностей, норм поведения, принятых в данном обществе. В процессе становления личности социальная адаптация происходит под влиянием целенаправленного воспитания, частично осуществляется и стихийно (в процессе наблюдений, подражания и т. п.).

Анамнез — совокупность сведений об условиях развития ребенка, возникновении и протекании болезни, получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и его близких, с целью постановки и уточнения диагноза, определения коррекционных мероприятий.

Артикуляция — деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), связанная с произнесением звуков речи и их сочетаний, составляющих слоги, слова.

Аудиология — наука о слухе и его нарушениях.

Аудиометрия — исследование состояния слуха путем определения порогов восприятия звуков разной частоты. Аудиометрия проводится с помощью специальных электроакустических приборов.

Аудиограмма — графическое изображение на специальном бланке данных исследования слуха с помощью аудиометра.

Билингвизм (двуязычие) — одинаково совершенное владение двумя языками. У глухих детей и взрослых в процессе использования словесной речи, разговорной жестовой речи и калькирующей жестовой речи складывается словесно-жестовое двуязычие, или билингвизм, глухих.

Бинауральный слух — восприятие звука с помощью обоих ушей и симметричных частей слуховой системы. Бинауральный слух позволяет локализовать источник звука в пространстве за счет ощущения различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши.

Вербальный — словесный, выраженный речевыми средствами.

Вибрационная чувствительность — чувствительность к действующим на кожу вибрационным раздражениям.

Глобальное чтение — начальный этап обучения чтению детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста, в основе которого лежит целостное восприятие графических образов слов и предложений и соотнесение их с соответствующими предметами и явлениями.

Глухие дети (неслышащие) — дети с глубокими стойкими двусторонними нарушениями слуха, приобретенными в раннем детстве или врожденными, не позволяющими овладеть речью без специального педагогического воздействия.

Глухота — наиболее тяжелая степень понижения слуха, при которой речевое общение и самостоятельное овладение речью с помощью слуха у детей становится невозможным.

Дактилология — способ общения глухих людей между собой и со слышащими, владеющими дактилологией, при помощи ручной азбуки.

Жестовая речь — система общения на кинетической основе, основной смысловой единицей которой является жест, представляющий собой движения рук. Жестовая речь является основным средством межличностного общения глухих. В общении глухих людей используется две разновидности жестовой речи — разговорная и калькирующая.

Кинестезии речевые — ощущение положения и движения органов, участвующих в речеобразовании.

Кинестезические ощущения - — ощущения движения, положения частей тела в пространстве.

Коммуникация — общение, обмен информацией и т. д. — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Компенсация — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Комплексные (сочетанные) нарушения — сочетание двух и более первичных нарушений (слуха, интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.), обуславливающих значительное своеобразие психического развития ребенка и требующих специального педагогического воздействия. Развитие детей с комплексными нарушениями характеризуется качественным своеобразием и имеет особую структуру, отличную от его составляющих

Коррекция — исправление каких-либо нарушений в развитии.

Мимика — совокупность движений мускулатуры лица, отражающих различные эмоции и чувства и являющихся их внешним выражением.

Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционального характера, обычно связанной с их совместной практической деятельностью.

Онтогенез — развитие индивида от рождения до конца жизни,

Отраженная речь — повторное произнесение слов, фраз вслед за кем-либо.

Отоларинго патология - — отрасль медицины, изучающая этиологию, генез, методы диагностики, лечения и профилактики болезней уха, горла, носа.

Подражание — непроизвольное или произвольное повторение чьих-либо действий, движений.

Позднооглохшие дети — дети, потерявшие слух в 3—4 года и позже и сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты. Сохранность речи зависит от времени наступления глухоты и условий развития ребенка. Важное значение для сохранности речи имеет систематическое специальное обучение.

Ранооглохшие дети — дети, родившиеся неслышащими или потерявшие слух в доречевой период, на 1—2-м годах жизни. Без специального обучения речь у этих детей не развивается.

Реабилитация — восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, обеспечиваемое применением комплекса медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий. Реабилитация предполагает включение ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду с учетом его психофизических возможностей.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Сензитивные периоды — периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особо чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности.

Сенсорная депривация — недостаток информации, возникающий у человека в условиях изоляции или при нарушениях функций основных органов чувств.

Сенсорные эталоны — выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве образцов при обследовании объектов и выделении их свойств.

Слабослышащие дети (дети с тугоухостью) — дети с нарушениями слуха, вызывающими затруднения в овладении речью и речевом общении. Степень потери слуха у слабослышащих детей может быть различной — от затруднений в восприятии шепота до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Состояние речи слабослышащего ребенка зависит от степени снижения слуха, времени его наступления, условий воспитания с учетом нарушения слуха, индивидуальных особенностей ребенка.

Слепоглухонемота — врожденная или возникшая в раннем возрасте потеря зрения и слуха, а также связанная с отсутствием слуха немота. Слепоглухонемота может наступить не только при полном, но и при частичном поражении слуха и зрения, возникшем в раннем возрасте. Без специального обучения речь у слепоглухонемых детей не формируется. В современной литературе используется термин «слепоглухота», так как в процессе обучения у детей данной категории происходит формирование разных форм словесной речи (дактильной, письменной, устной).

Слуховой анализатор — анализатор, обеспечивающий восприятие и переработку звуковых сигналов, на основе которого формируются слуховые ощущения и образы.

Слуховые аппараты — сложные электронные звукоусиливающие приборы индивидуального пользования. Индивидуальные слуховые аппараты усиливают звуковые сигналы, в том числе и речь, а также изменяют их динамические и частотные характеристики в соответствии со степенью и характером нарушения слуха.

Слухопротезирование — подбор врачом-сурдологом индивидуальных слуховых аппаратов и адаптация к ним пациентов с нарушенным слухом.

Слухо-зрительное восприятие — восприятие устной речи посредством взаимосвязанной деятельности слухового и зрительного анализаторов.

Сопряженная речь — одновременное произнесение слов или фраз двумя или несколькими лицами.

Сурдопсихология — раздел специальной психологии, изучающий особенности психического развития лиц с нарушениями слуха, пути коррекции отклонений в развитии в условиях воспитания и обучения.

Сурдологический кабинет — специализированные кабинеты для детей и взрослых с нарушениями слуха при крупных больницах и поликлиниках, в которых проводится работа по диагностике, лечению, профилактике нарушений слуха; осуществляется диспансерный учет глухих и слабослышащих, организуются коррекционные занятия с детьми, консультативная помощь родителям.

Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть кондуктивной, сенсоневральной (нейросенсорной) и смешанной. Тугоухость может быть выражена в различной степени: от затруднений в восприятии шепотной речи до ограничения восприятия речи разговорной громкости. Степень и характер речевой недостаточности при тугоухости зависит от сочетания ряда факторов: степени нарушения слуха, времени возникновения поражения слуха, педагогических условий, в которых находился ребенок после снижения слуха.

Устная речь — внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Устная речь может быть диалогической и монологической.

Фонематический слух — слух, обеспечивающий восприятие и анализ фонем данного языка.

Фонетическая ритмика — прием работы по формированию и коррекции произношения, в основе которого лежит сочетание различных движений с произнесением определенного речевого материала.

Чтение с губ — зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов; частично возмещает ограниченную возможность слухового восприятия речи.