22 Ранний онтогенез в условиях слепоты
Развитие ребенка в условиях слепоты должно проводиться с помощью комплекса процессов, которые являются основой для развития ребенка как полноценной личности. Процесс развития проводится как переход от одной стадии развития к другой с одновременным закреплением изученного материала. Каждый новый уровень обучения разрабатывается на основе психического состояния ребенка, его способностей на данный период. Любая стадия компенсации зрения должна соответствовать уровню развития процессов восприятия, представления, а также мышления и речи. Кроме того, ребенок должен научиться активно использовать образы разных предметов в уме и т. д. Развитие ребенка в условиях слепоты должно быть ориентировано на дальнейшее вхождение в полноценное общество, компенсацию своего недостатка зрения и получение трудовых навыков. Процесс обучения при слепоте является преодолением психологических переживаний, которые неизбежно возникают у ребенка, когда он осознает разницу между своими способностями и способностями других детей, т. е. свои недостатки и последствия ограничения в будущей жизни.
Любая индивидуальная программа всегда должна строиться на базе личного опыта ребенка, приобретенного в процессе развития с момента рождения. Следовательно, от того, что успел ребенок освоить в раннем возрасте, какие компоненты, навыки и объем информации он получил из окружающего мира, будет зависеть его дальнейшее развитие. Практически обосновано, что наблюдение за развитием ребенка с момента рождения является значимым критерием для выбора индивидуальной программы. Компенсацию слепоты можно разделить на две стадии:
1) на ранней стадии слепой ребенок развивается так же, как и зрячий, во многом этот процесс зависит от активности взрослого человека и степени эмоционального общения с окружающим миром. На данной стадии ребенок практически не подвергается негативному влиянию слепоты, так как в это время развивается в большей степени двигательная активность в ограниченном пространстве. До 5–6 месяцев и зрячие, и незрячие дети находятся в одинаковых условиях;
2) на второй стадии основная работа проводится по развитию речи ребенка, так как запас слов и звуков будет основной базой для дальнейшего развития. Речь как главное средство общения позволяет ускорить формирование представлений об окружающем мире, обозначить конкретные действия и движения.
Учитывая медленное формирование словарного запаса незрячих детей, необходимо одновременно развивать реакцию на звуки, ощущения предметов и пространственную ориентацию.
- 1 Предмет и задачи коррекционной психологии
- 2 Отрасль коррекционной психологии, ее связь с другими науками
- 3 Основные методы коррекционной психологии
- 4 Становление и развитие специальной психологии
- 5 Понятие психического дизонтогенеза
- 6 Первичные и вторичные нарушения в процессе психического развития
- 7 Нарушенное развитие и распад психики
- 8 Принципы компенсаторного приспособления по п. К. Анохину
- 9 Коррекция нарушений письма и чтения у детей младшего школьного возраста
- 10 Взаимосвязь процессов коррекции и компенсации
- 11 Понятие сенсорной депривации
- 12 Понятие «социальная депривация», ее влияние на развитие психики ребенка
- 13 Психологические основы интегрированного обучения и воспитания детей с проблемами в развитии
- 14 Основы олигофренопедагогики
- 15 Недоразвитие речи, ее нарушения при снижении интеллекта
- 16 Характеристика деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности формирования знаний, умений и навыков у умственно отсталых детей
- 18 Психолого-педагогические основы коррекционной работы в условиях социальной депривации
- 19 Тифлопсихология
- 20 Деятельность лиц при глубоких нарушениях зрения
- 21 Развитие личности при нарушениях зрительного анализатора
- 22 Ранний онтогенез в условиях слепоты
- 23 История развития взглядов на личность слепого
- 24 Развитие психомоторики и сенсорных процессов
- 25 Мышление и речь в условиях нарушенного зрения
- 26 Познавательные процессы при слепоте и слабовидении
- 27 Воображение слепых и слабовидящих
- 28 Пространственная ориентация слепых
- 29 Понятие о тотальной и частичной слепоте
- 30 Эмоционально-волевая сфера слепых
- 31 Развитие личности при нарушениях слухового анализатора
- 32 Деятельность лиц с недостатком слуха
- 33 Межличностные отношения в среде глухих и слабослышащих
- 34 Особенности развития осязания у глухих детей
- 35 Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха
- 36 Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития
- 37 Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения
- 38 Познавательные процессы у лиц с интеллектуальной недостаточностью
- 39 Развитие ощущений и их коррекционная роль при нарушенном интеллекте
- 40 Прикладные аспекты специальной психологии
- 41 Социальная интеграция в обществе ребенка с проблемами в развитии
- 42 Роль обучения в условиях нарушенного развития
- 43 Проблемы возрастной периодизации дизонтогенеза
- 44 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития
- 45 Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха
- 46 Особенности психического развития детей с синдромом дауна
- 47 Особенности общего моторного развития
- 48 Своеобразие поведения у лиц с интеллектуальными нарушениями
- 49 Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма
- 50 Методика логопедического воздействия при различных речевых патологиях
- 51 Структурные компоненты речевых способностей. Пути их формирования
- 52 Принципы основных классификаций задержек психического развития
- 53 Внутренняя картина «болезни» при нарушенном интеллекте
- 54 Личностные акцентуации при умственной отсталости
- 55 Компенсация потери слуха в процессе развития сохранных анализаторов
- 56 Расширение объекта современной специальной психологии