Развивающее обучение
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.
Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребенка, становления у него новых качеств мышления, внимания, памяти и других способностей. Продвижение в развитии ставится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Работа с опорой на «зону ближайшего развития» ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. «Зона ближайшего развития» ребенка характеризует ту область действий и задач, которые еще не может ребенок выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. Но то, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра ставится уже внутренним достоянием ребенка, его новой способностью, умением, знанием. Так обучение стимулирует развитие ребенка. Регулирующую роль в системе развивающего обучения выполняют такие дидактические принципы, как обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами, познание ребенком процесса учения и др.
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учащегося потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотезы, поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат виде новых фактов. Таким образом, уже в самом процессе обучения ученик поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.
Основная задача педагога в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.
Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обобщение творческого воображения, мышления, памяти, речи.
Центральное технологическое звено развивающего обучения – это самостоятельная учебно-познавательная деятельность ребенка, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью.
Суть развивающего обучения в том, чтобы ученик не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
- Понятие педагогики и этапы ее развития
- Объект, предмет, задачи и функции педагогики
- Структура педагогики и ее связь с другими науками
- Основные категории педагогики
- Методы педагогических исследований
- Изучение и обобщение передового педагогического опыта
- Понятие цели воспитания
- Сущность и направленность педагогических инноваций
- Инновационные учебные заведения
- Функции педагога
- 22. Требования к учителю
- Главные группы способностей
- Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
- Общее понятие о дидактике
- 27. Основные категории дидактики
- Сущность процесса обучения
- Мотивы как главные движущие силы дидактического процесса
- Понятие и сущность метода и приема обучения
- Классификация методов обучения
- Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (и.Я. Лернер, м.Н. Скаткин)
- Словесные методы обучения
- Наглядные и практические методы обучения
- Развивающее обучение
- 51. Проблемное обучение
- 52. Программированное и компьютерное обучение
- Модульное обучение
- Формы организации обучения и их развитие в дидактике
- Классно-урочная система обучения
- Вспомогательные формы обучения
- Неуспеваемость учащихся
- Средства для устранения дидактических причин неуспеваемости
- Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
- Принципы воспитания
- Методы воспитания и методы педагогического воздействия
- 2. Направления воспитательной работы
- Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества
- Правовые основы семейного воспитания
- Семейное воспитание: принципы и содержание
- Типы неправильного воспитания
- Нарушения поведения ребенка в семье Типичные детские реакции нарушения поведения
- Формы зависимого поведения ребенка
- Показатели родительского поведения