logo search
34, 37-40

Стандарты такой отчетности должны, очевидно, отражать:

- миссию, цели учебного заведения, в т.ч. по отношению к качеству и стандартам;

- структуру образовательных программ, их содержание, длительность, входные требования для их прохождения;

- основные направления научных исследований, результаты деятельности научных школ (для ВУЗов);

- организацию системы качества;

- состав учащихся, студентов, их успеваемость, а также оценку обучающимися учебных программ;

- достижения выпускников, их успешность на рынке труда и/или в дальнейшем продолжении образования;

- основные финансовые показатели деятельности ОУ, уровень его ресурсного обеспечения.

Второй способ — субъективный.

При выборе учебного заведения важно прислушиваться к мнению тех, кто уже воспользовался услугой образовательного учреждения и прошел обучение по той или иной программе. Учебные заведения обычно рады предоставить информацию о мнениях, отзывах и рекомендациях студентов и выпускников.

Качество образовательной услуги в общем виде можно оценить как расхождение между ожиданиями потребителя и его восприятием услуги после завершения обучения. Безусловно, на ожидания потребителя оказывает влияние круг его общения, собственные потребности и имеющийся у него жизненный опыт. Большое влияние на формирование ожиданий потребителя оказывают средства массовой информации. На рис.1. представлена архитектура ожиданий потребителя.

Зачастую существуют расхождения в оценке качества образовательных услуг образовательной организацией и обучающимися. Различия в восприятии качества могут привести к проблемам в его обеспечении. Они вызваны разрывами в цепочке "поставщик – потребитель" и, в первую очередь, неточным восприятием менеджерами образовательной организации ожиданий потребителей.

Парасваман и др.(1985) разработали модель, которая выявляет разрыв между восприятием и действительностью. На рис.2 схематично представлена эта модель. Она содержит:

расхождение 1 – между ожиданиями потребителя (обучающегося) и тем, как менеджеры образовательной организации представляют себе эти ожидания;

расхождение 2 – между тем как менеджеры образовательной организации представляют себе ожидания обучающегося и свойствами и характеристиками услуги;

расхождение 3 – между свойствами и характеристиками услуги и как обучающийся воспринимает эти свойства и характеристики;

расхождение 4 – между фактическим восприятием обучающегося образовательной услуги и поступившей к нему ранее информации;

расхождение 5 – между ожиданиями обучающегося и его фактическим восприятием полученной образовательной услуги.

Причины разрывов между ожидаемым и воспринимаемым качеством услуг многообразны:

Качество услуги рекомендуется понимать как синтез качеств используемых для предоставления услуги технических средств, других материальных объектов и качества уровня предлагаемого потребителю сервиса. Причем последний показатель, решающий в оценке потребителем качества обслуживания в учебном заведении.

Определяющим фактором формирования и оценки необходимого качества услуги можно считать взаимодействие поставщика услуги и потребителя. Оно проявляется в явном и не явном виде на всех стадиях жизненного цикла процесса предоставления услуги – от формирования качества на этапах ее создания, принятия заказа на услугу до ее потребления и реализации потребителю.

Качество услуги, т.е. в какой степени она по своим параметрам качества будет соответствовать ожиданиям потребителя, зависит от качества выполнения предыдущих этапов жизненного цикла процесса предоставления услуги.

Факторы, влияющие на процесс предоставления образовательной услуги: