logo search
УМК МикОМ оч

1. Теоретические основы методики преподавания курса «Окружающий мир»

Методика преподавания курса «Окружающий мир» как педагогическая наука. Объект, предмет исследования, задачи курса. Методы исследования. Методологические основы. Связь с другими науками.

Исторический экскурс в развитие методики преподавания курса «Окружающий мир». Зарождение методики преподавания естествознания, дореволюционный период. В.Ф. Зуев – основатель методики преподавания естествознания. Вклад К.Д. Ушинского, А.Я. Герда в развитие науки. Краеведческий подход в методике.

Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Последовательность развития природоведческих идей в школе 1918-1980-х годов. Взгляды Н.К. Крупской, К.П. Ягодовского, П.А. Завитаева, М.Н. Скаткина, Б.Е. Райкова на преподавание естествознания в начальной школе. Реформа школьного образования 80-х гг. Краеведческое направление 20-70-х годов ХХ века (П.А. Архангельский, Б.И. Гаджиев, П.В. Иванов и др.).

Методика преподавания курса «Окружающий мир» на современном этапе. Современное состояние, проблемы и перспективы начального естественно-научного образования. Основные тенденции развития начального естественно-научного образования: гуманизация, стандартизация, гуманитаризация, интеграция, вариативность, преемственность, инновационность, экологизация.

«Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе

Место и роль предмета «Окружающий мир» в учебном процессе начальной школы.

Развитие познавательно-поисковых способностей, наблюдательности, внимательности, логического мышления, речи, фантазии, раскрытие творческого потенциала детей в процессе изучения окружающего мира. Приемы развития логического мышления у детей на природоведческом и историко-обществоведческом материале.

Воспитание учащихся в курсе «Окружающий мир». Взаимосвязь элементов воспитания и развития в процессе преподавания окружающего мира. Формирование научного мировоззрения, элементарной целостной научной картины мира.

Задачи и содержание духовно-нравственного воспитания и развития детей младшего школьного возраста.

Принципы отбора содержания и построения курса «Окружающий мир»

Содержание курса “Окружающий мир ” в начальной школе и его интегративный характер. Естественно-научный, валеологический, историко-обществоведческий материал в курсе «Окружающий мир», методика изучения.

Общедидактические принципы отбора учебного материала по окружающему миру: систематичность и последовательность, научность и доступность, связь теории с практикой, сознательность, творческая активность в обучении, наглядность, прочность усвоения знаний, индивидуализация обучения. Специфические принципы: сезонности, краеведческий, экологический; авторские принципы - педоцентрический, культурологический (Н.Ф.Виноградова) и т.д.

Содержание курса в начальной школе и последовательность его усложнения. Решение основных задач в образовании, воспитании и развитии детей в процессе реализации последнего. Специфические особенности курса «Окружающий мир», внутрипредметные и межпредметные связи. Сущность краеведческого и экологического принципов.

Знания об окружающем мире разного уровня обобщенности. Процесс усвоения знаний: ощущение, восприятие, представление, формирование понятий.

Система знаний об окружающем мире в начальной школе. Пути, уровни, условия их формирования и развития.

Личностные, метапредметные, предметные результаты, их формирование в процессе изучения окружающего мира. Формирование УУД при изучении курса «Окружающий мир». Преемственность в формировании УУД при переходе от дошкольного к начальному образованию.

Методы изучения окружающего мира в начальной школе

Характеристика методов и методических приемов, используемых в курсе «Окружающий мир». Понятие о методе как способе достижения цели. Метод как целостная совокупность приемов. Определение методических приемов и их классификация. Организационные, логические и технические приемы как составляющие метода обучения.

Целостный подход к проблеме методов. Многообразие классификаций методов обучения. Классификация по источнику получения информации и деятельности учителя, учащихся (по Н.М. Верзилину). Словесные, наглядные, практические методы обучения в курсе «Окружающий мир». Наблюдение – основной метод изучения природы в начальных классах. Практические работы, опыты на уроках окружающего мира. Выбор методов и приемов обучения, их сочетание в учебном процессе по преподаванию курса «Окружающий мир».

Элементы проблемного и программированного обучения при изучении окружающего мира.

Методы и приемы формирования ИКТ-компетентности обучающихся в курсе «Окружающий мир». Методы и приемы формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Методы и приемы организации самостоятельной деятельности обучающихся в курсе «Окружающий мир».

Средства обучения в курсе «Окружающий мир»

Учебник по окружающему миру, его роль в учебно-воспитательном процессе. Методика работы с учебниками, учебно-методическими комплектами по курсам образовательного компонента «Окружающий мир» в разных классах начальной школы образовательного уровня. Возможность использования на уроках окружающего мира детской научно-художественной литературы.

Наглядные средства обучения и их упорядочение: натуральные объекты, их место и значение на уроках окружающего мира, специфика работы с ними. Изобразительные печатные средства в изучении окружающего мира. Методика работы с различными видами динамических и статических пособий на начальной образовательной ступени. Методика использования таблиц на уроках окружающего мира.

Экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО), их функции и место в процессе изучения окружающего мира. Методика работы с различными ЭЗСО на уроках. Методика работы с картографическими пособиями в младших классах.

Система организационных форм преподавания курса «Окружающий мир»

Различные формы организации учебной деятельности младших школьников в процессе изученияокружающего мира. Специфика форм изучения окружающего мира, их классификация. Взаимосвязь организационных форм. Фронтальные, групповые, парные, индивидуальные виды работ детей в курсе «Окружающий мир», их сочетание.

Урок – ведущая форма изучения окружающего мира, его типология и функции. Основные требования к современному уроку окружающего мира.

Соотнесение программных требований, творческих начинаний и интереса ребенка на уроках окружающего мира.

Знание и особенности учета, оценки знаний, умений и навыков в исходном курсе.

Типология уроков окружающего мира. Подготовка учителя к уроку. Планирование учебной работы. Структура урока, ее взаимосвязь с типом конкретного занятия.

Смешанный (комбинированный) урок как наиболее распространенный тип урока окружающего мира, его структурные компоненты. Предметные уроки, их структура и этапы. Обобщающие уроки, их система и структура.

Экскурсии в курсе «Окружающий мир». Значение экскурсий для обучения, воспитания, развития учащихся. Методика организации экскурсий по окружающему миру. Подготовка учителя к экскурсии, ее оборудование. Этапы проведения экскурсионной работы, структура урока-экскурсии. Основные требования к проведению экскурсий в начальной школе.

Методические приемы, активизирующие познавательную деятельность младших школьников на экскурсии в природу. Экологическая направленность экскурсий в природу. Организация экологических троп. Методика ознакомления детей с правилами поведения в природе. Практическая деятельность как основной вид деятельности младших школьников на уроке-экскурсии. Методика краеведческой работы в начальной школе.

Внеурочная работа. Необходимость внеурочной работы в процессе изучения окружающего мира в начальной школе и ее особенности. Виды, значение внеурочной работы для обучения, воспитания и развития учащихся, ее связь с урочной деятельностью по окружающему миру.

Значение внеклассной работы по окружающему миру в учебно-воспитательном процессе. Внеклассная работа, ее значение для образования, воспитания, развития детей младшего школьного возраста. Разновидности внеклассной работы. Принципы организации и ее природоохранная направленность. Содержание и организация различных форм внеклассной работы в начальной школе. Индивидуальная, групповая, массовая форма внеклассной работы.

Материальное обеспечение курса «Окружающий мир»

Система оборудования по окружающему миру. Значение материальной базы для обеспечения проведения уроков окружающего мира, а также других форм организации учебно-воспитательного процесса.

Уголок живой природы: его значение в преподавании естествознания, организация и оборудование. Подбор растений и животных. Размещение, организация ухода за ними.

Географическая площадка и ее роль в изучении окружающего мира. Оснащение географической площадки, методика работы на ней с младшими школьниками.

Учебно-опытный участок, его значение для изучения естествознания. Организация территории участка. Подбор и размещение основных культур.

Методика изучения окружающего мира в вариативных системах начальной школы

Поливариативность педагогических систем и разнообразие современных программ по изучению социальной и естественной природы на ступени начальной школы: «Окружающий мир» (Н.Ф. Виноградова), «Окружающий мир» (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан); «Окружающий мир» (О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин), «Окружающий мир» (А.А.Плешаков) и др. – традиционная система; «Окружающий мир» (Н.Я. Дмитриева, А.В. Казаков), «Окружающий мир» (И.П.Товпинец) - система Л.В. Занкова; «Окружающий мир» (Е.Н. Букварева, Е.В. Чудинова) - система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

Цели изучения окружающего мира младшими школьниками, особенности содержания вариативных курсов по окружающему миру. Выбор форм, методов и средств изучения окружающего мира.

Методика ознакомления с окружающим миром детей 6-7 лет. Специфика обучения детей 6-7-летнего возраста с учетом психолого-физиологических особенностей их развития.

Критерии отбора содержания материала, особенности требований к уровню знаний, умений, навыков учащихся. Особенности средств воспитания и обучения для оснащения и ведения курса «Окружающий мир» в 1-2 классах. Структура, содержание, оформление учебников, тетрадей с печатной основой из учебно-методических комплектов, предназначенных для изучения окружающего мира детьми 6-7лет. Методика работы с данными комплектами и учебными пособиями. Специфика применения учебных таблиц и экранных средств в обучении детей 6-7 лет, их дидактические функции. Комплексное использование средств.