logo search
33-37

34. Авторские школы

«Школа самоопределения» А.Н. Тубельского

Экспериментальная школа, основанная на нескольких идеях.

1) Воссоздание модели общества в миниатюре. В этой школе есть своя конституция, свои органы власти, выборы, законы, «суд чести», перед которым предстают виновные в нарушении законов. Влияние детей на формирование облика школы и участие в её делах поощряются, как и самостоятельность и ответственность учеников.

2) Концепция погружения. Применение модели концентрированного обучения. Общешкольные тематические периоды. Например, «лицейская неделя», на время которой школа «переносится» во времена Пушкина, с соответствующими декорациями, костюмами, мероприятиями, тематикой уроков и т.п.

3) Педагогическая свобода. Педагог сам выбирает форму и методы обучения и компонует материал. Особенно это проявляется в начальной школе, где практикуется индивидуальный подход к каждому ребенку вплоть до варьирования времени обучения от 3 до 5 лет. Демократически основанный процесс: дети могут путем голосования решать, чем им заниматься на уроке.

4) 7-8 классы — свободный выбор предметов, 9 класс — самостоятельный выбор предметов. В средней школе предметы можно свободно менять, что способствует самоопределению. До 7 класса замена оценок содержательной характеристикой; в конце учебного года творческие экзамены — демонстрация подготавливаемой весь год самостоятельной работы.

«Школа адаптирующей педагогики» Е.А. Ямбурга

Модель образовательного учреждения, ориентированная на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям уч-ся. При сохранении классно-урочной системы организации обучения уч-ся, в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределяются по классам на слабых, средних и сильных. Выделяют категории адаптации школы к ребёнку, ребёнка к школе, выпускника к жизни.

Система дифференциаций в учебно-воспитательном процессе предполагает: добровольность и свободный выбор ребенком варианта образования; помощь ребенку в самоопределении и поиске своих задатков и потенциальных способностей; возможность исправления ошибок в выборе ребенка, миграции его с одного варианта обучения на другой.

В основе методики лежит стремление достичь оптимального сочетания традиционных методов и всего лучшего, что есть в современных методиках обучения. Эффективны традиционные объяснительно-иллюстративные методы и приемы, репродуктивное закрепление и повторение, принцип наглядности, практические работы, дидактические игры. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого уч-ся).

К компенсирующим элементам реабилитационного пространства относятся педагогическая любовь к ребенку, понимание детских трудностей и проблем, принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции.

«Школа диалога культур» В.С. Библера

Культура понимается как особый феномен духовной жизни человека, насущный именно сейчас, в 20-21 веках. Современная культура — столкновение радикально различных логик, различных способов понимания. Современная культура воспринимает эти культуры не как выстроенные друг за другом на лестнице прогресса, но как существующие одновременно Поэтому в современных элементарных понятиях — числа, слова, времени, жизни — воспроизводятся голоса других культур, других способов понимания. То есть, современная культура — это глобальный диалог разных народов, мировоззрений, эпох.

Диалог в школе диалога культур — не просто общение учеников и учителя на урок. Это — определение содержания образования, самой сути и смысла усваиваемых понятий; диалог культур, общающихся между собой в средоточии основных вопросов бытия; это постоянный диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта и теоретика, как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления.

Так, при обучении арифметике обнаруживается, что дело не в том, чтобы диалогическим способом подвести учеников к формированию «правильного» понятия числа и освоения соответствующих навыков обращения с числом. Проблема в том, что само современное понятие числа устроено диалогически, включает в себя спор различных культурных способов понимать, что есть число (число как способ счета, число как способ измерения, фигурное число пифагорейцев, теоретико-множественное понимание числа и т. п.). Эти разные подходы к числу должны быть представлены не как стороны одного понятия, но как самостоятельные спорящие голоса.

Первые этапы обучения основаны на принципе удивления — перед учеником ставят всё новые интересные вопросы, которые ребёнку захочется изучить самостоятельно. Самое важное достижение начальной школы — формирование стремления к нему и развитие познания (попытка «научить учиться»), являющееся залогом для последующего эффективного — и добровольного — обучения. Средняя школа тематически повторяет развитие человечества, от Античности 3-4 классов до современности 10-11 классов. При этом каждый период диалогизируется не только между культурами своего периода, но и между всеми уже пройденными историческими этапами.

Одним из основных способов организации учебной деятельности является учебный диалог. Он включает в себя слово ребёнка. Детские вопросы, догадки и гипотезы, домыслы и «заблуждения», самостоятельная постановка проблем втягиваются в урок-диалог. В том, как строятся высказывания, доказательства и опровержения в спорах, обсуждениях и т. д., обнаруживает себя логика, в какой мыслит ребёнок. Возникает возможность разномыслия, разноречия. Задача учителя — явить себе, другим учащимся голос ученика, представить ему самому его собственное понимание в сопряжении, в столкновении с другими видениями и пониманиями. Ученик, таким образом оказываясь в позиции столкновения мнений, включается в диалог и делает его предметом своей внутренней речи.

«Школа жизни» Ш.А. Амонашвили

Этого сраного мудацкого педофила, льющего тонны тошнотворной воды, предлагаю погуглить самостоятельно. «Вера. Надежда. Любовь. Любите детей, ня!»

http://www.school2100.ru/upload/medialibrary/522/5220dfc32fd710ceab96d841f3c18648.jpg

Школа М.Л. Щетинина

Школа интернатского типа, представляет собой обособленный комплекс жилых и учебных корпусов. Ученики проживают на территории школы, время от времени по возможности выезжая домой. Строительство, обслуживание, ремонт и эксплуатация помещений и всей территории осуществляется самими учащимися. Занятия в школе проводятся круглый год. Определённый контингент членов школы проживает там постоянно, в специально построенных корпусах.

Обучение в школе основывается на принципе отказа от стандартных систем образования. Практикуется метод т. н. «погружений». «Погружения» происходят периодически, примерно раз в несколько месяцев. Период их проведения колеблется от нескольких дней до нескольких недель. Расписание занятий, как и режим дня, может меняться практически ежедневно, поскольку большую долю в жизни учащихся занимает физическая работа. Помимо классических наук, в программу обучения включены этнические танцы, различные системы рукопашного боя, а также различные учения эзотерического толка.

Особенности методики преподавания: разновозрастные группы учащихся, отсутствие системы классов, отсутствие чётко установленной системы проведения уроков, отсутствие отдельных учебных кабинетов, отсутствие дипломированных педагогов, самостоятельное изучение материала, отсутствие балловой системы оценок.

Чисто на заметку. По мнению [одного видного профессора] представляет собой не школу, а «оккультную крайне жесткую тоталитарную секту, мечтающую о захвате власти», которая создает дополнительную напряженность в кавказском регионе, «противопоставляя себя окружающему миру и воспитывая фанатичных, обученных военному делу адептов, которых планируется в своё время использовать для конкретных, в том числе и политических, целей».