52. Программированное и компьютерное обучение
Основная цель программированного обучения – улучшение управления учебным процессом.
Данный вид обучения возник в начале 60-х гг. на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей программированного обучения. У истоков программированного обучения стояли американские дидакты и психологи Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси, в отечественной науке этими вопросами плодотворно занимались Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин, Л.Й. Ланда, И.Л. Тихонов, А.Х. Молибог, А.М. Матюшкин, В.И. Чепелев и многие другие.
Особенности программированного обучения заключаются в следующем:
– учебный материал разделяются на отдельные порции (дозы);
– учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
– каждый шаг завершается контролем;
– при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
– при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
– каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает материалом в посильном для него темпе;
– результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
– педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
– в учебном процессе широкое применение находят специфические средства программированного обучения (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).
Современные обучающие программы чаще всего составляются по смешанной (комбинированной) схеме, что позволяет сделать их гибкими.
Компьютерное обучение пришло на смену программированному обучению. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач – предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т. д.
Главные направления компьютеризации обучения:
– повышение успеваемости по отдельным учебным предметам (математике, естественным наукам, родному и иностранному языкам, географии и др.), ориентированное на результат процесса;
– развитие общих когнитивных способностей – решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками, т. е. упор на процессы, лежащие в основе формирования того или иного навыка;
– автоматизированное тестирование, оценка и управление, что позволяет высвободить время преподавателя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса.
Компьютерное обучение основывается на выделении алгоритма обучения, ведущего к правильному результату, который предписывает учащемуся состав и последовательность учебной деятельности, необходимые для полноценного усвоения знаний и умений.
Эффективность обучающих программ и всего компьютерного обучения целиком зависит от качества алгоритмов управления мыслительной деятельностью.
Качество компьютерного обучения обусловливается двумя основными факторами:
– качеством обучающих программ;
– качеством техники.
- Понятие педагогики и этапы ее развития
- Объект, предмет, задачи и функции педагогики
- Структура педагогики и ее связь с другими науками
- Основные категории педагогики
- Методы педагогических исследований
- Изучение и обобщение передового педагогического опыта
- Понятие цели воспитания
- Сущность и направленность педагогических инноваций
- Инновационные учебные заведения
- Функции педагога
- 22. Требования к учителю
- Главные группы способностей
- Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
- Общее понятие о дидактике
- 27. Основные категории дидактики
- Сущность процесса обучения
- Мотивы как главные движущие силы дидактического процесса
- Понятие и сущность метода и приема обучения
- Классификация методов обучения
- Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (и.Я. Лернер, м.Н. Скаткин)
- Словесные методы обучения
- Наглядные и практические методы обучения
- Развивающее обучение
- 51. Проблемное обучение
- 52. Программированное и компьютерное обучение
- Модульное обучение
- Формы организации обучения и их развитие в дидактике
- Классно-урочная система обучения
- Вспомогательные формы обучения
- Неуспеваемость учащихся
- Средства для устранения дидактических причин неуспеваемости
- Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
- Принципы воспитания
- Методы воспитания и методы педагогического воздействия
- 2. Направления воспитательной работы
- Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества
- Правовые основы семейного воспитания
- Семейное воспитание: принципы и содержание
- Типы неправильного воспитания
- Нарушения поведения ребенка в семье Типичные детские реакции нарушения поведения
- Формы зависимого поведения ребенка
- Показатели родительского поведения