logo search

Глава 4. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении § 1. Организация психолого-педагжогического изучения

С целью получения данных о развитии детей, необходимых для планирования и организации коррекционно-педагогической работы, при поступлении в дошкольное учреждение проводится их психолого-педагогическое изучение. В его проведении участвуют сурдопедагог, воспитатели, психолог дошкольного учреждения, которые получают информацию о ребенке в процессе наблюдений за ним и в ходе специального индивидуального обследования. Изучение детей проводится в первые две недели после поступления ребенка в детский сад, но при условии, что ребенок адаптирован к его условиям, а его поведение естественно и свободно. При необходимости, особенно при изучении детей раннего возраста, дошкольников с комбинированными нарушениями сроки проведения обследования могут быть увеличены. Психолого-педагогическое обследование включает в себя:

§   информацию о раннем развитии ребенка;

§   характеристику поведения, эмоционально-волевой сферы, черт характера;

§   выявление особенностей физического и моторного развития;

§   характеристику развития разных видов детской деятельности: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, элементов трудовой;

§   знакомство с уровнем познавательного развития;

§   проверку состояния слуха;

§   проверку состояния речи.

Часть информации о ребенке собирает воспитатель в процессе наблюдений и специально организованных игр. Другую часть получает сурдопедагог в беседе с родителями, при изучении документации, проведении наблюдений и индивидуального обследования.

Первоначально сурдопедагог, воспитатели и психолог знакомятся с заключением и рекомендациями ПМПК, данными о состоянии слуха, речи, интеллекта, внимательно анализируют аудиограммы и другие документы.

Важным компонентом изучения вновь поступившего в детский сад ребенка является сбор информации о его раннем развитии. Сурдопедагогу необходимо специально вьщелить время для подробной беседы с матерью, выяснив все особенности индивидуального развития ребенка. Иногда информация о раннем развитии воспитанника собирается в процессе письменного анкетирования, которое должно быть дополнено беседой с родителями. Сурдопедагогу важно получить следующую информацию:

§   данные о родителях (возраст, род занятий, наличие нарушений слуха), о других детях в семье;

§   данные о беременности матери, заболеваниях в ходе беременности; родах; росте, весе ребенка при рождении;

§   перенесенные ребенком заболевания и методы их лечения (использование ототоксических антибиотиков и др.);

§   данные о физическом и моторном развитии ребенка: когда начал держать головку, стоять, сидеть, ходить;

§   данные о речевом развитии: когда начал лепетать, появились ли слова и в какие сроки; что произносит в настоящее время;

§   предполагаемые причины и сроки снижения слуха;

§   реакция на звуки (бытовые звуки, радио, телевизор, громкая речь);

§   способы общения ребенка с членами семьи, с другими детьми, в новой обстановке (естественные жесты, указания на предметы и предметные действия, звукосочетания, лепетные или усеченные слова, короткая фраза);

§   любимый вид деятельности; игровые интересы ребенка: любимые игры, игрушки;

§   условия воспитания ребенка до поступления в детский сад (дома, в массовом дошкольном учреждении);

§   — наличие и использование индивидуальных слуховых аппаратов;

§   — организация занятий с ребенком в семье, участие сурдопедагов в консультировании родителей.