7. В буквальном переводе с немецкого языка понятие «гештальт» означает:
«форма»
«модель»
«структура»
«наименование»
«значение»
8. Объектом психологического познания выступает:
человек
психика
сознание
деятельность
9. З. Фрейд свою систему анализа душевной жизни человека назвал:
психоанализом
психотерапией
психоанатомией
психофизиологией
10. Интерактивная психология рассматривает человека как:
существо, главной характеристикой которого является общение
духовное космическое существо, неразрывно связанное со Вселенной
самореализующуюся творческую личность
создание, стремящееся к духовности
11. Закономерности психологического развития человека, присущие каждому возрастному периоду изучает:
социальная психология
возрастная психология
педагогическая психология
инженерная психология
военная психология
VII. ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ, СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ.
1. Понятие о психике.
2. Психика и организм.
3. Психика, поведение, деятельность.
4. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.
5. Структура психики.
6. Сознание и его структура.
7. Соотношение сознания и бессознательного.
1. Понятие о психике.
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.
Во-первых, психика – это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.
Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.
В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.
Один из самых сложных вопросов, изучаемых современной психологией – вопрос о функциях психики. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.
Видимо, для того, чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.
отражение окружающей действительности |
|
ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ |
обеспечение целостности организма |
| |
регуляция поведения |
|
- I.Педагогика как наука
- Задачи и функции педагогики.
- 2. Методы педагогики.
- 3. Основные понятия педагогики.
- Новые информационные технологии (нит)
- 4. Педагогика как система.
- 5. Общекультурное значение педагогики
- Вопросы
- 2. Педагогика Средневековья и Возрождения.
- 3. Западноевропейская педагогика XVIII – XIX вв.
- 4. Современная зарубежная педагогика.
- 5. Развитие педагогики в России.
- Вопросы
- Тест II
- 2. Образовательная система России.
- 3. Концепция непрерывного образования.
- 4. Современное мировое образовательное пространство.
- Вопросы
- Тест III
- 2. Организация учебной деятельности.
- 3. Организация и управление педагогическим процессом.
- Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.
- Вопросы
- Цели воспитания и самовоспитания.
- 2. Воспитательное воздействие.
- 3. Виды воспитания.
- 4. Стили воспитания.
- 5. Модели воспитания.
- Вопросы
- 2. История развития психологического знания.
- 3. Психологические концепции XX века.
- 4. Основные направления в психологии.
- 5. Место психологии в системе наук.
- Вопросы
- Тест VI
- 7. В буквальном переводе с немецкого языка понятие «гештальт» означает:
- 2. Психика и организм.
- 3. Психика, поведение, деятельность.
- 4. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.
- 5. Структура психики.
- 6. Сознание и его структура.
- 7. Соотношение сознания и бессознательного.
- Вопросы
- Восприятие: виды и свойства.
- Свойства восприятия:
- Воображение: виды и формы проявления.
- Внимание и его свойства, развитие внимания.
- 2. Ощущения: классификация и свойства.
- 3. Эмоции, их виды, эмоциональные состояния.
- Вопросы
- Тест VIII
- 2. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
- 3. Проблема личности в психологии.
- Теории личности.
- Целостную личность характеризуют:
- Вопросы
- 1. Каково содержание понятия «личность»?
- Тест IX
- 6. Теория личности это:
- 2. Виды общения.
- Методы и навыки ведения деловых переговоров.
- 3. Психология малых групп, межгрупповые отношения.
- 4. Конфликты, типы конфликтов, пути их разрешения.
- Вопросы
- 1. Раскройте содержание понятия «общение».
- 2. Психология и труд, профессиональная психология.
- 3. Инженерная психология.
- 4. Экономическая психология.
- 5. Юридическая психология.
- 6. Политическая психология.
- 7. Экологическая психология.
- Вопросы
- 1. Чем обусловлено возрастание роли психологии во всех сферах жизнедеятельности современного общества?
- Тест XI