logo search

Глава 3. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива § 1. Личность сурдопедагога и характеристика его деятельности

Успех в воспитании и обучении дошкольников с нарушенным слухом в значительной степени зависит от профессиональной компетенции и личностных качеств сурдопедагога. Специалист-сурдопедагог должен понимать свое профессиональное назначение как оказание разносторонней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями слуха, следствием которой может быть высокий уровень их реабилитации и интеграции в среду нормально слышащих людей. Наряду с профессиональными знаниями важное значение имеют личностные качества сурдопедагога, которые определяют стиль отношений с детьми, родителями, другими сотрудниками дошкольного учреждения, формируют его авторитет. Среди качеств личности сурдопедагога к важнейшим можно отнести любовь к детям и желание помочь им, чувство сострадания к родителям больного ребенка, желание и умение не только оказать им профессиональную помощь, но и поддержать их, проявить гуманность и добросердечие. Важными качествами личности сурдопедагога являются глубокий интерес к своей профессии, наличие познавательных педагогических интересов.

Сурдопедагог должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, что предполагает как хорошее владение профессиональными знаниями, так и высокий уровень общего гуманитарного образования. В силу своей профессиональной подготовки (высшее дефектологическое образование по специальности «сурдопедагогика» или «коррекционная дошкольная педагогика») сурдопедагог возглавляет небольшой педагогический коллектив группы, куда помимо него входят два или три воспитателя, музыкальный руководитель. От личностных качеств и профессиональной компетенции сурдопедагога в значительной степени зависит отношение всех членов коллектива к детям, понимание задач и направленности развивающей и коррекционной работы, взаимосвязь с родителями.

Сурдопедагог в полной мере отвечает за уровень коррекционно-воспитательной работы в группе, с которой он, как правило, работает несколько лет. Основная работа осуществляется им в процессе проведения фронтальных и индивидуальных занятий по трем разделам программы: развитию речи, развитию слухового восприятия и обучению произношению, формированию элементарных математических представлений. Он также осуществляет развивающую и коррекционную работу с детьми в их свободной деятельности, при проведении режимных моментов.

Для осуществления профессиональной деятельности сурдопедагог должен знать:

§   анатомо-физиологические основы нарушений слуха, методы их профилактики;

§   аудиологические основы реабилитационной работы и слухопротезирования ;

§   детскую и специальную психологию (сурдопсихологию);

§   дошкольную и специальную педагогику (сурдопедагогику);

§   методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха;

§   методики общеразвивающей и коррекционной работы с детьми, имеющими различную степень снижения слуха, а также комбинированные нарушения;

§   приемы консультирования родителей детей с нарушениями слуха;

§   современные достижения в области отечественной и зарубежной сурдопедагогики.

Сурдопедагогу необходимо уметь организовать психолого-педагогическое изучение ребенка с нарушенным слухом: провести проверку состояния его слуха; речи; выявить уровень развития познавательной деятельности, особенности поведения и эмоционально-волевой сферы, характерологические особенности. Особое значение имеет владение методами и приемами развивающей и коррекционной работы. Первостепенное значение приобретает знание сурдопедагогом специальных методик формирования речи, развития слухового восприятия, обучения произношению, умение использовать их в работе с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста. Важно уметь грамотно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования и индивидуальными слуховыми аппаратами, а также техническими средствами обучения, в том числе и компьютерными программами, направленными как на обогащение общего и речевого развития детей, так и на специальную работу над произношением («Видимая речь» и др.).

Успех в решении этих задач предполагает широкую ориентировку сурдопедагога в современной литературе по сурдопедагогике, сурдопсихологии, дошкольной педагогике. Знания в области достижений медицинских наук (аудиологии, сурдологии и др.), технических достижений (сурдотехника) позволят поддерживать связь в работе с врачами, техниками, грамотно вести работу с родителями, правильно ориентировать их в современных методах лечения, слухопротезирования, обучения детей.

Необходимый компонент профессиональной подготовленности сурдопедагога — знание различных программ воспитания и обучения детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. Сурдопедагог должен быть осведомлен в современных концепциях дошкольного образования, знать основные программы воспитания детей в массовых детских садах, при необходимости уметь использовать развивающие технологии в работе с детьми, имеющими нарушения слуха.

Сурдопедагогу необходимо знать систему школьного обучения, содержание и формы организации обучения в школе для неслышащих и в школе для слабослышащих и позднооглохших детей, проявлять осведомленность в программах обучения для начальной школы каждой из указанных категорий детей.

Для деятельности сурдопедагога важно систематически знакомиться с учебно-методической литературой по вопросам воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей разного возраста, новинками детской литературы, которые могут использоваться в работе с детьми в дошкольном учреждении и дома.

Сурдопедагог должен хорошо понимать социальное положение лиц с нарушениями слуха разного возраста, знать законодательные документы, направленные на социальную поддержку детей-инвалидов, уметь правильно раскрыть их суть; знать важнейшие международные организации, обеспечивающие поддержку и социальную защиту глухих и слабослышащих детей.