II. Методика экологического образования обучающихся в процессе изучения курса «Окружающий мир»
Концепция непрерывного экологического образования. Экологическое образование в начальной школе как составная часть непрерывного экологического образования и как целостный процесс. Цели и задачи экологического образования младших школьников. Готовность к правильному взаимодействию с окружающим миром как результат экологического образования младших школьников. Содержание экологического образования в начальной школе. Требования к экологической подготовке младших школьников.
Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности. Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой.
Методы и приемы формирования экологических знаний и умений: наблюдения, практические работы, опыты, моделирование, игра и др. Методы и приемы формирования эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру: наблюдения, визуализация, драматизация, отождествление, беседа и др.
Целостность процесса экологического образования младших школьников. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. Формы экологического образования младших школьников: уроки, экскурсии, экологические дни, факультативы, внеклассная работа.
Модуль 2. Основная литература
Бурова Л.И. и др. Лекции по методике изучения окружающего мира в начальной школе / Л.И. Бурова. Т.Е. Савичева - Череповец, 2005.
Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. - М., 2008.
Модуль 3. Методические рекомендации по дисциплине
Распределение аудиторной и самостоятельной работы по семестрам
Виды учебной работы:
Курсовая работа – Ку/р; Курсовой проект – К/пр;
Расчетно-графические задания – РГЗ;
Контрольные работы – КР;
Реферат – Р;
Другие виды самостоятельной работы – Д.
Формы промежуточного (итогового) контроля (по УП):
Собеседование – С; Зачет – З; Экзамен – Э.
Очная форма обучения
Сем | Название дисциплины в семестре | За-чет-ных еди- ниц | Кол- во ча- сов | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Формы контроля | ||||||||||||||||||||||||||
Всего | Л | ЛР | ПЗ | Ку/р | К/пр | РГЗ | КР | Р | Д | Э | З | С | ||||||||||||||||||||
050100.62 Педагогическое образование, профиль: Начальное образование, шифр учебного плана: 050100.62- П1-12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Методика изучения курса «Окружающий мир» в начальных классах | 2 | 72 | 22 | 10 |
| 12 |
|
|
|
|
| 50 |
| з |
| ||||||||||||||||
5 | Методика изучения курса «Окружающий мир» в начальных классах | 2 | 72 | 20 | 12 |
| 8 |
|
|
|
|
| 52 | э |
|
| ||||||||||||||||
6 | Методика изучения курса «Окружающий мир» в начальных классах | 2 | 72 | 20 | 12 |
| 8 | Ку/р |
|
|
|
| 52 | э |
|
| ||||||||||||||||
Итого: 216 | 62 | 34 |
| 28 |
|
|
|
|
| 154 |
|
|
|
Лекции
№ раздела дисциплины | Тема лекции | Количество часов |
4 семестр 1 | Теоретические основы методики преподавания курса «Окружающий мир» в начальных классах Методика изучения курса «Окружающий мир» – педагогическая наука. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе. Задачи курса. |
1 |
1 | Содержание курса «Окружающий мир». Принципы отбора учебного материала и построения курса «Окружающий мир» | 3 |
1 | Методы изучения окружающего мира в начальной школе | 2 |
1 | Система организационных форм преподавания курса «Окружающий мир» | 3 |
1 | Средства изучения окружающего мира в начальной школе | 1 |
5 семестр 1 |
Многообразие современных программ по окружающему миру, их характеристика |
4 |
1 | Личностные, метапредметные, предметные результаты, их формирование в процессе изучения окружающего мира. | 2 |
1 | Методика изучения естественнонаучного материала в курсе «Окружающий мир» | 2 |
1 | Методика изучения вопросов охраны и укрепления здоровья в курсе «Окружающий мир» | 2 |
1 | Методика изучения историко-обществоведческого материала в курсе «Окружающий мир» | 2 |
6 семестр 2 | Методика экологического образования обучающихся в процессе изучения курса «Окружающий мир» Начальная школа в системе непрерывного экологического образования |
2 |
2 | Задачи, содержание экологического образования в начальной школе. | 4 |
2 | Методы экологического образования младших школьников | 2 |
2 | Воспитание ценностного отношения к окружающей среде у младших школьников | 2 |
2 | Экологическое образование младших школьников как целостный процесс | 2 |
Практические занятия
№ раздела дисциплины | Тема практического занятия | Количество часов |
4 семестр
1 | Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе. Принципы отбора содержания и построения курса «Окружающий мир | 2 |
1 | Организация наблюдений за реальной действительностью с младшими школьниками | 2 |
1 | Методика проведения практических работ и опытов в курсе «Окружающий мир» | 2 |
1 | Методика работы с учебником и детской литературой в курсе «Окружающий мир» | 2 |
1 | Методика подготовки урока в курсе «Окружающий мир» | 2 |
1 | Методика проведения и анализа урока окружающего мира | 2 |
5 семестр
1 |
Методика изучения окружающего мира в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова |
2 |
1 | Методика изучения окружающего мира в системе Л.В.Занкова | 2 |
1 | Методика формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД в процессе изучения окружающего мира | 4 |
6 семестр 2 |
Дифференцированный отбор учебного материала экологического содержания |
2 |
2 | Методика формирования экологических знаний и умений у младших школьников | 2 |
2 | Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников | 2 |
2 | Диагностика сформированности экологической культуры у младших школьников | 2 |
- Методика изучения курса «окружающий мир» в начальных классах
- 1. Теоретические основы методики преподавания курса «Окружающий мир»
- II. Методика экологического образования обучающихся в процессе изучения курса «Окружающий мир»
- 6 Семестр Практическое занятие №1 Тема: Дифференцированный отбор учебного материала экологического содержания
- Практическое занятие №2 Тема: Методика формирования экологических знаний и умений у младших школьников
- Практическое занятие №3 Тема: Формирование эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру у младших школьников
- Практическое занятие №4 Тема: Диагностика сформированности экологической культуры у младших школьников
- Примерная тематика курсовых работ