logo search
~оф_Этика_Планы_семин_Метод_рек

Тема 21. Мораль в жизни общества

Семинар – 2 часа

Цель занятия: разъяснить курсантам и слушателям роль морали в жизни общества, ее место в формировании мировоззрения и ценностных установок, повышении уровня профессиональной и общей культуры сотрудников органов внутренних дел.

П Л А Н

1. Происхождение и сущность морали.

2. Структура и функции морали.

Темы докладов

  1. Простые нормы нравственности и их историческая судьба.

  2. История идеи гуманизма

3. Рыцарский образец поведения: от средних веков до наших дней.

4. Нравственность в ХХ1 веке.

Основная литература

Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. –М.: Московский университет МВД, 2008.

Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. - М.: Издательство «Щит-М», 2005.

Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» /(В.Я.Кикоть и др.); под ред. В.Я.Кикотя.- М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2011.

Дополнительная литература

Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник/ под ред. В.Я Кикотя. -М.: ЦОКР МВД России, 2009.

Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие/ под ред. В.Я.Кикотя.- М.: ЦОКР МВД России, 2009.

Егорышев С.В., Ростовский А.Н., Сулейманов Т.Ф. Профессиональная этика сотрудников ОВД. Курс лекций. - М.: Издательство «Щит-М», 2008.

Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России – фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных специалистов органов внутренних дел: Научно-практическое издание. / Под ред. генерал-лейтенанта милиции Н.В.Румянцева и профессора С.С.Пылёва.- М.: Издательство «Щит-М»; 2009.

Традиции и новации духовно-нравственного и патриотического воспитания современной российской молодёжи: материалы научно-практической конференции. / Под ред. проф. В.И.Чернышова.- Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России, 2011.

Методические рекомендации

В первом вопросе раскрыть взгляды ученых (философов, историков, этнографов и др.) на происхождение морали. Показать, почему именно мораль была исторически регулятором взаимоотношений наших далеких предков. Раскрыть механизм воздействия первородной морали на человека, формы ее проявления. Используя знания философии, показать мораль как форму общественного сознания, её своеобразие. Раскрыть роль морали в современном обществе.

Второй вопрос посвящен анализу структурных элементов морали и её основных функций. Необходимо назвать их, показать взаимосвязь.

Моральное сознание включает в себя как элементы теоретического уровня (законы, принципы, категории, нормы и т.д.), так и элементы обыденного сознания (настроения, чувства, предрассудки, эмоции).

Нравственные отношения – связующий опосредующий элемент) морали. Показать объективно-субъективный характер нравственных отношений и формы их проявления (авторитет, общественное мнение, обычай, конфликт и др.).

Моральная практика (поступок, поведение, нравственная деятельность). Раскрыть, какие действия называются нравственными. Показать нравственную практику как критерий моральности. Раскрыть структуру морального поступка.

Дать определение функции, назвать функции морали, выделить главные из них. Доказать, почему регулятивная функция является ведущей, стержневой, и как она осуществляется в моральной практике сотрудника ОВД.