Связь методики преподавания окружающего мира с другими науками
Методика преподавания окружающего мира является синтетической наукой. Она находится на стыке различных наук и поэтому тесно связана с ними. МПОМ заимствует и адаптирует для себя материал из этих наук и методы научного исследования.
Прежде всего МПОМ связана со следующими науками:
-
с естественными науками - биологией, экологией, географией, почвоведением, астрономией, химией, физикой, климатологией, фенологией и др. Связь с естественными науками проявляется по двум направлениям - по линии содержания и по линии методов. По линии содержания связь в том, что основы знаний этих наук включены в содержание курса «Окружающий мир». Связь с естественными науками видна и в методах изучения природы. Так, в естественных науках основными методами исследования являются наблюдение и эксперимент. В процессе обучения окружающему миру учитель формирует у учащихся элементарные приёмы этих методов и учит детей наблюдать объекты непосредственно в природе, в живом уголке, учит ставить простейшие опыты;
-
с педагогикой, и прежде всего с её основными разделами дидактикой и теорией воспитания. Дидактика исследует общее в процессе обучения любому предмету: содержание, формы и методы обучения. Теория воспитания занимается исследованием их содержания в соответствии с возрастными особенностями школьников. Таким образом, МГ10М разрабатывает содержание, формы, методы обучения и воспитания учащихся данному предмету. При этом МПОМ опирается на общие законы и принципы дидактики и теории воспитания;
-
с психологией, т. к., организуя учебно-воспитательный процесс в начальных классах, необходимо учитывать психологические особенности детей данной возрастной группы. Психология исследует закономерности мышления, памяти, внимания младших школьников. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения, воспитания и развития учащихся. Выбирая методы обучения, нужно учитывать, что у младших школьников конкретное мышление преобладает над абстрактным, часто бывает неустойчивое внимание, и др. Для методики представляет интерес особенность детского восприятия природы, которая проявляется в антропоморфизации (олицетворении) её объектов и явлений;
-
с возрастной физиологией и школьной гигиеной, т. к. при обучении детей окружающему миру необходимо учитывать биологические
8
- Глава 1. Методика преподавания окружающего мира как педагогическая наука
- Предмет и задачи методики преподавания окружающего мира
- Связь методики преподавания окружающего мира с другими науками
- Методы исследования процесса преподавания окружающего мира
- Глава 2. История развития методики преподавания окружающего мира в россии
- Развитие методики преподавания окружающего мира в дореволюционный период
- Развитие методики преподавании окружающего мира в советский период
- Методика преподавания окружающего мира на современном этапе
- Гуманизация.
- Гуманитаризация.