§ 3. Формы и средства физического воспитания
Физическое воспитание осуществляется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основными формами физического воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями, физкультминутки, фонетическая ритмика, музыкальные занятия, занятия по физическому воспитанию.
Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в течение дня, создает необходимый тонус. Утренняя гимнастика проводится во всех возрастных группах под руководством воспитателя. Комплекс упражнений соответствует возрасту, индивидуальным возможностям детей и включает знакомые детям, отработанные упражнения на развитие и координацию основных движений, развитие равновесия, формирование правильной осанки. Перед началом выполнения упражнений важно создать у детей хорошее настроение, можно использовать звуковые сигналы (музыкальные инструменты) или музыкальное сопровождение (аудиозаписи). Зарядка проводится в хорошо проветренном помещении, где заранее подготавливаются необходимые атрибуты (мячи, флажки и др.). Обычно при проведении утренней гимнастики соблюдается следующая последовательность: ходьба, бег, улучшающие кровообращение и усиливающие дыхание, общеразвивающие упражнения, прыжки, подскоки, дыхательные упражнения.
Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывах между занятиями. Они позволяют детям сменить вид деятельности, отдохнуть после активной работы на занятиях. Игры между занятиями должны быть хорошо знакомы детям, просты и доступны для участия всех.
Организация игр на прогулке зависит от времени года и состояния погоды. Необходимо также учитывать характер предшествующей деятельности детей. В холодное время года целесообразно начать прогулку с бега, подвижных игр. В дождливую погоду организуются малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Во время прогулок можно широко использовать бессюжетные игры, например серсо, кольцеброс, кегли; в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, футбол, бадминтон и др. На прогулках можно обучать детей катанию на велосипеде, зимой — на санках, лыжах, коньках. На прогулках организуются спортивные развлечения, проводятся спортивные праздники.
В содержание прогулок могут включаться также и различные упражнения на развитие движений и двигательных качеств, закрепление разученных на занятиях упражнений.
Свободная деятельность детей в дневное и вечернее время создает хорошие возможности для двигательной активности, когда дети занимаются играми, рисованием, чтением, упражнениями на гимнастических снарядах. Их двигательной активностью необходимо руководить и следить, чтобы активные движения чередовались с занятиями за столом, спокойными играми, не допускать перевозбуждения в процессе коллективных игр.
Физминутки обеспечивают смену деятельности детей на занятиях, создают возможности для кратковременного отдыха. Физкультминутки проводятся, как правило, в середине занятия, после появления признаков утомления. Длительность физкультминутки — 3—5 минут, в нее включаются несколько упражнений, которые обычно носят игровой характер, или подвижная игра. Целесообразно связывать движения с содержанием занятия: например, имитировать катание на коньках или лыжах, бросание снежков в процессе занятия по теме «Зима», подражать движениям животных при изучении соответствующей темы.
В некоторых случаях, по желанию сурдопедагога, взамен физкультминутки может быть проведена фонетическая ритмика, в которой различные движения сочетаются с произнесением речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз), отработкой ритмико-инто-национной стороны речи.
Музыкальные занятия — также одна из форм физического воспитания дошкольников с нарушениями слуха. Они направлены на восприятие музыки, развитие голоса, развитие ритма движений. На музыкальных занятиях дети много двигаются: танцуют, играют, выполняют упражнения, участвуют в подвижных играх. В содержание музыкальных занятий включаются простые движения (ходьба, бег, прыжки, хлопки, притопы) и более сложные (элементы танца). В процессе музыкальных занятий у детей формируется чувство ритма, которое положительно влияет на движения детей, делает их более координированными, ритмичными. В процессе танцев, пения нормализуется дыхание и связанная с этим слитность речи.
Занятия по физической культуре проводятся в разных возрастных группах Ъ—А раза в неделю. Часть из них проходит с группой детей в специально оборудованном зале, остальные — на участке или с группой в комнате. Структура занятий по физическому воспитанию в специальных садах, как и в массовых включает три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части важно подготовить детей к основной физической нагрузке. Вводная часть включает в себя построение, объяснение задач, ходьбу, кратковременный бег и несложные упражнения, подготавливающие к выполнению основной нагрузки. В основную часть входят обще-развивающие упражнения, развитие основных движений и подвижная игра. Комплекс общеразвивающих упражнений состоит из упражнений для разных групп мышц: упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук; для мышц туловища; для ног. В заключительной части предлагается легкий бег, спокойная ходьба, упражнения на внимание, координацию движений, подводятся итоги.
Структурные части занятия отчетливо выделяются в старшей и подготовительной группах, а в младших группах выделение частей занятия довольно относительно.
Моторная плотность занятий зависит от способов организации детей. На занятиях по физическому воспитанию используются фронтальный, поточный, поочередный и индивидуальный способы организации детей. Дети преддошкольного и младшего дошкольного возраста чаще всего выполняют движения вместе (фронтально) или индивидуально; старшие дошкольники — поточно или по подгруппам. Все способы организации должны сочетаться таким образом, чтобы физическая нагрузка, приходящаяся на каждого ребенка, была равномерной, а моторная плотность занятий — высокой.
Во время проведения занятий используется имеющееся оборудование зала: гимнастическая стенка, скамейки, лестницы, доски, мостик-качалка, стойки для прыжков, мячи, обручи, канат и др. На занятиях во всех возрастных группах используется звуковое сопровождение: удары в бубен или барабан, которые служат сигналом для начала и окончания движений, их смены, регулирования скорости ходьбы, бега, частоты прыжков.
- Раздел I. Теоретические основы дошкольной сурдопедагогики Глава 1. Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека
- Глава 2. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики § 1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики
- § 2. Связь дошкольной сурдопедагогики с другими науками
- § 3. Методы дошкольной сурдопедагогики
- Глава 3. История развития взглядов на воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха § 1. Основные этапы развития сурдопедагогики
- § 2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в России
- § 3. Развитие системы общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха
- § 4. Развитие дошкольной сурдопедагогики в советский период
- Раздел II. Влияние снижения слуха на психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста Глава 1. Слух и его значение для психического развития ребенка § 1. Звуки окружающего мира
- § 2. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира
- § 3. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе
- Глава 2. Классификации нарушений слуха у детей § 1. Причины нарушений слуха
- § 2. Классификации нарушений слуха
- Глава 3. Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
- § 1. Младенческий и ранний возраст
- § 2. Дошкольный возраст
- Глава 4. Психолого-медико-педагогическое обследование детей § 1. Принципы психолого-медико-педагогического обследования
- § 2. Содержание психолого-педагогического обследования
- Раздел III. Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье § 1. Из истории вопроса
- § 2. Ранний возраст
- § 3. Дошкольный возраст
- Глава 2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха § 1. Образовательные дошкольные учреждения
- § 2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях
- Глава 3. Возможности интеграции дошкольников, имеющих нарушения слуха, в детские сады общеразвивающего вида § 1. Цели и задачи интегрированного обучения
- § 2.Условия и формы интеграции
- Раздел IV. Организация воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха Глава 1. Задачи, принципы и методы воспитания и обучения § 1. Задачи дошкольного образования
- § 2. Принципы воспитания и обучения
- § 3. Методы воспитания и обучения
- Глава 2. Формы организации воспитания и обучения
- § 1. Организация жизни и деятельности детей
- § 2. Занятия как форма воспитания и обучения
- Глава 3. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива § 1. Личность сурдопедагога и характеристика его деятельности
- § 2. Взаимодействие в работе педагогического коллектива
- Глава 4. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении § 1. Организация психолого-педагжогического изучения
- § 2. Содержание психолого-педагогического обследования
- Раздел V. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха Глава 1. Физическое воспитание § 1. Значение физического воспитания дошкольников
- § 2. Задачи физического воспитания
- § 3. Формы и средства физического воспитания
- § 4. Содержание и методы физического воспитания
- Глава 2. Формирование детской деятельности § 1. Обучение игровой деятельности
- § 2. Обучение изобразительной деятельности
- § 3. Формирование элементарной трудовой деятельности
- Глава 3. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха § 1. Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха
- § 2. Условия развития речи
- § 3. Основные направления работы по развитию речи
- Глава 4. Обучение произношению глухих и слабослышащих детей § 1. Значение овладения устной речью
- § 2. Задачи, организация и содержание работы по обучению произношению
- Глава 5. Развитие слухового восприятия § 1. Значение развития слухового восприятия
- § 2. Задачи и организация работы с детьми
- § 3. Содержание и методы развития слухового восприятия
- § 2. Задачи и организация работы с детьми
- § 3. Содержание и методы коррекционно-педагогической работы
- Глава 7. Подготовка детей с нарушениями слуха к обучению в школе § 1. Понятие «готовность к школьному обучению»
- § 2. Содержание подготовки детей к школе
- Раздел VI. Развитие детей в процессе воспитания и обучения Глава 1. Умственное развитие § 1. Задачи и содержание умственного развития
- § 2. Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности
- § 3. Формирование знаний и представлений об окружающей действительности
- Глава 2. Социально-личностное развитие § 1. Задачи и содержание социально-личностного развития
- § 2. Формирование взаимодействия взрослого с ребенком
- § 3. Развитие общения ребенка со сверстниками
- § 4. Формирование отношения ребенка к самому себе
- Глава 3. Эстетическое развитие § 1. Задачи и условия эстетического развития
- § 2. Организация и содержание эстетического развития
- Раздел VII. Сотрудничество дошкольных учреждений, семьи и общественности Глава 1. Взаимосвязь детского сада и родителей § 1. Задачи работы с родителями
- § 2. Формы работы с родителями
- Глава 2. Социальная защита лиц с нарушениями слуха § 1. Формы социальной защиты
- § 2. Деятельность общественных организаций