logo search
педагогика полная маленькие

59.Педагогические основы мастерства учителя, воспитателя, классного руководителя.

Центральной фигурой в школе является учитель, и от его подготовки, эрудиции и качества работы зависит успех обучения и воспитания. В про­фессиональном росте учителя, по мнению И. Ф. Харламова, выделяют че­тыре основные уровня: педагогическую умелость, педагогическое мастер­ство, педагогическое творчество и новаторство.Педагогическое мастерство выражается в совершенном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.

Педагогическое мастерство с технологической точки зрения—это систе­ма, основными компонентами которой являются высокая общая культура! гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, твор­чество и педагогические способности, технологическая компетентность.

Педагог в процессе воспитания детей проявляет и реализует себя по край­ней мере в трех сферах педагогической деятельности: организационной, сфере общения и взаимодействия с детьми и воздействии на них.

Важнейшей сферой педагогического мастерства является мастерство воздействия, взаимодействия, стимулирования и торможения детской де­ятельности. Практически всем своим поведением учитель воспитательно воздействует на детей. Воздействие — действие, направленное на кого-либо с целью достичь определенных результатов, добиться чего-то. Работа педагога с детьми — это система взаимодействий, система согласован­ных действий, направленных на определенный результат. В контексте взаи­модействия с детьми педагог воздействует на детей, направляя процесс вза­имодействия. Назначение педагогического воздействия в том, чтобы орга­низовать взаимодействие ребенка с миром, сохраняя направленность к воспитательной цели; педагог курирует вхождение в культуру, создавая подходящий режим, чтобы не поранить душу ребенка.

Стили педагогического управления:

Автократический — самовластный стиль руководства, когда пре­ подаватель осуществляет единоличное управление учащимися, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, последова­тельно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий кон­троль за их исполнением.

Авторитарный — властный стиль руководства, допускает возмож­ность для школьников участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподава­тель в соответствии со своими установками.Демократический — предполагает внимание и учет преподавателем мнений учащихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ве­дет диалогическое общение на равных.Игнорирующий (либеральный)—учитель стремится как можно мень­ше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняет­ся от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязан­ностей передачи учебной и административной информации.Попустительский (конформный стиль) — учитель устраняется от руководства группой либо идет на поводу желаний учеников;Непоследовательный (алогичный стиль) — учитель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осу­ществляет любой из названных стилей руководства.