6. Теория личности это:
мнение определённой группы психологов о процессах становления психики
размышления философов о природе мышления
совокупность гипотез о природе и механизмах развития личности
концепция развития сознания человека
многоуровневая система психологических характеристик личности
7. Согласно теории К. Юнга, «архетип» это:
система сексуальных и агрессивных мотивов
подход, основанный на ряде новых теоретических положений
готовые первичные идеи, которые человек получает по наследству от родителей
набор защитных механизмов, сформированных в детстве
8. «Коллективное бессознательное», согласно аналитической теории личности, это:
основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества
структура, служащая основой самопознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаём себя, регулируем свою сознательную деятельность
совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания
9. Тип личности «интроверт» характеризуется:
стремлением к изучению внешнего мира
заинтересованности в получении фактов
поиском смысла собственной жизни
заинтересованности в понимании собственных идей
рассудительности
10. Главным источником развития личности, согласно Дж. Келли, является:
наследственность
среда
склонности человека
социальное окружение
врожденный темперамент
11. Формально-динамическое направление диспозициональной теории личности представлено работами следующих психологов:
Э. Кречмера
Г. Оллпорта
Б.М. Теплова
В.Д. Небылицина
12. Наибольшее распространение в отечественной психологии получила:
диспозициональная теория личности
когнитивная теория личности
поведенческая теория личности
аналитическая теория личности
X. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Понятие общения и межличностных отношений.
2. Виды общения.
3. Психология малых групп, межгрупповые отношения.
4. Конфликты, типы конфликтов, пути их разрешения.
1. Понятие общения и межличностных отношений.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;
интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (например, нужно согласовывать действия, распределять функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника);
перцептивная сторона общения состоит в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигнуто взаимопонимание, коммуникация не состоялась. Чтобы добиться успеха в коммуникации, необходимо иметь обратную связь (как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме).
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Причиной плохой коммуникации могут быть:
стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций; в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
«предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, все, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
плохие отношения между людьми, поскольку, если отношение человека враждебно, трудно его убедить в справедливости нашего взгляда;
отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
пренебрежение фактами, то есть, привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность;
неверный выбор стратегии и тактики общения.
Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.
В структуру речевого общения входят:
значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации;
речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая и низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи;
характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи, а также разделительные звуки (покашливание); нулевые звуки – паузы.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%.
В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм: кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму); паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и прочее); проксемику (нормы организации пространства и времени в общении); визуальное общение (система контакта глазами).
Информацию о том, что переживает человек, может дать мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Мимические выражения несут более 70% информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
Много информации при общении несут жесты, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.
Интерактивная сторона общения – это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности.
Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Корме кооперации и конкуренции говорят также о согласии и конфликте, приспособленчестве и оппозиции, ассоциации и диссоциации. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствие.
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения: во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид; во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полно становится и представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения.
Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другими осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.
Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле – эмпатия есть «аффективное понимание».
Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование – в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и, безусловно, положительное отношение к личности.
Это означает два момента: а) принятия личности человека в целостности; б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.
Рефлексия в проблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.
Как отмечалось ранее, содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что всякое восприятие есть и определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему поведения. Если бы каждый человек всегда располагал полной информацией о людях, с которыми он вступает в общение, то он мог бы строить тактику взаимодействия с ними достаточно точно. Однако в повседневной жизни индивид, как правило, не имеет подобной точной информации, что вынуждает его приписывать другим причины их действий и поступков. Причинное объяснение поступков другого человека путем «приписывания» ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения, называется каузальной атрибуцией (от лат. «кауза» – причина, «атрибуцио» – приписывание). «Приписывание» осуществляется на основе сходства поведения с какими-то другими образцами, имевшимися в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации).
- I.Педагогика как наука
- Задачи и функции педагогики.
- 2. Методы педагогики.
- 3. Основные понятия педагогики.
- Новые информационные технологии (нит)
- 4. Педагогика как система.
- 5. Общекультурное значение педагогики
- Вопросы
- 2. Педагогика Средневековья и Возрождения.
- 3. Западноевропейская педагогика XVIII – XIX вв.
- 4. Современная зарубежная педагогика.
- 5. Развитие педагогики в России.
- Вопросы
- Тест II
- 2. Образовательная система России.
- 3. Концепция непрерывного образования.
- 4. Современное мировое образовательное пространство.
- Вопросы
- Тест III
- 2. Организация учебной деятельности.
- 3. Организация и управление педагогическим процессом.
- Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.
- Вопросы
- Цели воспитания и самовоспитания.
- 2. Воспитательное воздействие.
- 3. Виды воспитания.
- 4. Стили воспитания.
- 5. Модели воспитания.
- Вопросы
- 2. История развития психологического знания.
- 3. Психологические концепции XX века.
- 4. Основные направления в психологии.
- 5. Место психологии в системе наук.
- Вопросы
- Тест VI
- 7. В буквальном переводе с немецкого языка понятие «гештальт» означает:
- 2. Психика и организм.
- 3. Психика, поведение, деятельность.
- 4. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.
- 5. Структура психики.
- 6. Сознание и его структура.
- 7. Соотношение сознания и бессознательного.
- Вопросы
- Восприятие: виды и свойства.
- Свойства восприятия:
- Воображение: виды и формы проявления.
- Внимание и его свойства, развитие внимания.
- 2. Ощущения: классификация и свойства.
- 3. Эмоции, их виды, эмоциональные состояния.
- Вопросы
- Тест VIII
- 2. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
- 3. Проблема личности в психологии.
- Теории личности.
- Целостную личность характеризуют:
- Вопросы
- 1. Каково содержание понятия «личность»?
- Тест IX
- 6. Теория личности это:
- 2. Виды общения.
- Методы и навыки ведения деловых переговоров.
- 3. Психология малых групп, межгрупповые отношения.
- 4. Конфликты, типы конфликтов, пути их разрешения.
- Вопросы
- 1. Раскройте содержание понятия «общение».
- 2. Психология и труд, профессиональная психология.
- 3. Инженерная психология.
- 4. Экономическая психология.
- 5. Юридическая психология.
- 6. Политическая психология.
- 7. Экологическая психология.
- Вопросы
- 1. Чем обусловлено возрастание роли психологии во всех сферах жизнедеятельности современного общества?
- Тест XI