52 Принципы основных классификаций задержек психического развития
Основные классификации задержек психического развития строятся по степени тяжести, а также по этиопатогенетическому принципу.
Задержка психического развития проявляется прежде всего в замедлении темпа психического развития.
В одних случаях у детей наблюдается задержка развития эмоционально-волевой сферы, в других – замедленное развитие познавательной сферы.
В результате исследований К. С. Лебединская выделила четыре основных варианта задержки психического развития на основе этиопатогенного принципа:
1. Конституционального происхождения. В данном случае наблюдается психический и психофизический инфантилизм (целостная структура психических и физических признаков незрелости, несвойственной данному возрасту – «детскость»).
М. С. Певзнер выделяет следующие варианты инфантилизма:
1) психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте – неосложненнный гармонический инфантилизм;
2) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
3) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями.
4) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.
2. Соматогенного происхождения. При данном варианте ЗПР наблюдается психическая и физическая астения, вызванная длительными хроническими заболеваниями. У детей наблюдается быстрая истощаемость, неспособность долго концентрировать свое внимание, формируются такие черты характера, как робость, боязливость. Зачастую у таких детей наблюдается заниженная самооценка.
3. Психогенного происхождения. Основными факторами формирования данного вида ЗПР являются неблагоприятные условия воспитания, которые приводят к стойким сдвигам в развитии нервно-психической сферы ребенка. В результате у ребенка развиваются патологические черты характера. Аномалии воспитательного подхода к ребенку в семье могут приводить к задержке его волевого развития, познавательной деятельности, интеллектуальных интересов, нравственных установок. При гипоопеке у ребенка наблюдается несформированность чувств долга, ответственности. Такой ребенок чрезвычайно внушаем, импульсивен, с трудом усваивает школьные предметы. В условиях гиперопеки формируются такие черты личности, как эгоцентризм, эгоизм, установка на постоянную помощь и опеку.
4. Церебрально-органического генеза. Данный вариант ЗПР связан с органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. При этой форме ЗПР наряду с признаками замедленного темпа развития наблюдаются и симптомы повреж-
- 1 Предмет и задачи коррекционной психологии
- 2 Отрасль коррекционной психологии, ее связь с другими науками
- 3 Основные методы коррекционной психологии
- 4 Становление и развитие специальной психологии
- 5 Понятие психического дизонтогенеза
- 6 Первичные и вторичные нарушения в процессе психического развития
- 7 Нарушенное развитие и распад психики
- 8 Принципы компенсаторного приспособления по п. К. Анохину
- 9 Коррекция нарушений письма и чтения у детей младшего школьного возраста
- 10 Взаимосвязь процессов коррекции и компенсации
- 11 Понятие сенсорной депривации
- 12 Понятие «социальная депривация», ее влияние на развитие психики ребенка
- 13 Психологические основы интегрированного обучения и воспитания детей с проблемами в развитии
- 14 Основы олигофренопедагогики
- 15 Недоразвитие речи, ее нарушения при снижении интеллекта
- 16 Характеристика деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности формирования знаний, умений и навыков у умственно отсталых детей
- 18 Психолого-педагогические основы коррекционной работы в условиях социальной депривации
- 19 Тифлопсихология
- 20 Деятельность лиц при глубоких нарушениях зрения
- 21 Развитие личности при нарушениях зрительного анализатора
- 22 Ранний онтогенез в условиях слепоты
- 23 История развития взглядов на личность слепого
- 24 Развитие психомоторики и сенсорных процессов
- 25 Мышление и речь в условиях нарушенного зрения
- 26 Познавательные процессы при слепоте и слабовидении
- 27 Воображение слепых и слабовидящих
- 28 Пространственная ориентация слепых
- 29 Понятие о тотальной и частичной слепоте
- 30 Эмоционально-волевая сфера слепых
- 31 Развитие личности при нарушениях слухового анализатора
- 32 Деятельность лиц с недостатком слуха
- 33 Межличностные отношения в среде глухих и слабослышащих
- 34 Особенности развития осязания у глухих детей
- 35 Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха
- 36 Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития
- 37 Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения
- 38 Познавательные процессы у лиц с интеллектуальной недостаточностью
- 39 Развитие ощущений и их коррекционная роль при нарушенном интеллекте
- 40 Прикладные аспекты специальной психологии
- 41 Социальная интеграция в обществе ребенка с проблемами в развитии
- 42 Роль обучения в условиях нарушенного развития
- 43 Проблемы возрастной периодизации дизонтогенеза
- 44 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития
- 45 Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха
- 46 Особенности психического развития детей с синдромом дауна
- 47 Особенности общего моторного развития
- 48 Своеобразие поведения у лиц с интеллектуальными нарушениями
- 49 Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма
- 50 Методика логопедического воздействия при различных речевых патологиях
- 51 Структурные компоненты речевых способностей. Пути их формирования
- 52 Принципы основных классификаций задержек психического развития
- 53 Внутренняя картина «болезни» при нарушенном интеллекте
- 54 Личностные акцентуации при умственной отсталости
- 55 Компенсация потери слуха в процессе развития сохранных анализаторов
- 56 Расширение объекта современной специальной психологии