logo search
педагогика полная маленькие

57.Сущность и основные принципы управления школы.

Школа — один из типов образовательных учреждений, осуществляю­щих образовательный процесс и воспитание обучающихся. Это исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм. Она успешно функционирует только при условии, если каждое ее отдель­ное звено и подразделение действует слаженно и эффективно. Все это тре­бует разработки и осмысления научных основ управления школой.

Управление школой—это научно обоснованные действия администра­ции и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углуб­ленного изучения учебных предметов, нравственного воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и всестороннего развития личности.

Одна из отличительных особенностей современной системы образова­ния —переход от государственного к государственно-общественному управ­лению образованием. Основная идея государственно-общественного управ­ления образованием—объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Общественный характер управления образованием проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического кол­лективов, родителей и общественности. Реальным воплощением обществен­ного характера управления образованием является деятельность коллектив­ного органа управления — совета школы. Один из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является раз­государствление системы образования и диверсификация (разнообразие) образовательных учреждений.

Государственный характер управления образованием закреплен со­вокупностью принципов, сформулированных в «Законе об образовании в Республике Беларусь»: гуманистический характер образования; обще­доступность образования; светский характер образования; свобода и плю­рализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; гарантия права на образование и др.