Смысл действий сложения и вычитания.
В курсе математики начальной школы находит отражение теоретико-множественный подход к истолкованию сложения и вычитания целых неотрицательных чисел, в соответствии с которым сложение связано с операцией объединения, вычитание – с операцией дополнения. Этот подход легко интерпретируется на уровне предметных действий, позволяя тем самым учитывать психологические особенности младших школьников.
В М1М в качестве основного средства формирования представлений о смысле действий сложения и вычитания выступают простые текстовые задачи.
В основе другого подхода (М1И) лежит выполнение учащимися предметных действий и их интерпретация в виде графических и символических моделей. В качестве основной цели здесь выступает осознание предметного смысла числовых выражений и равенств. Деятельность учащихся сначала сводится к переводу предметных действий на язык математики, а затем к установлению соответствия между различными моделями (под картинкой, где дети выпускают рыбок в один аквариум на писано символическое выражение действия 2+3).
Можно условно выделить три вида ситуаций, связанных с операцией объединения: 1) увеличение данного предметного множества на несколько предметов; 2) увеличение на несколько предметов множества, равночисленного данному; 3) составление одного предметного множества из двух данных.
При формировании у детей представлений о вычитании можно условно ориентироваться на следующие предметные ситуации: 1) уменьшение данного предметного множества на несколько предметов; 2) уменьшение множества, равночисленного данному, на несколько предметов; 3) сравнение двух предметных множеств.
В процессе выполнения предметных действий у младших школьников формируется представление о вычитании как о действии, которое связано с уменьшением количества предметов.
- Методика обучения математике как учебный предмет. Принципы построения курса математики в начальной школе.
- Количественные натуральные числа. Счёт. Взаимосвязь количественных и порядковых чисел.
- Отрезок натурального ряда. Присчитывание и отсчитывание по 1.
- Сравнение чисел. Пространственные и временные представления.
- Смысл действий сложения и вычитания.
- Число и цифра 0.
- Переместительное свойство сложения.
- Взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания.
- Десятичная система счисления. Нумерация чисел.
- Урок математики в начальных классах. Различные подходы к построению урока математики.
- Общий способ деятельности учителя при планировании урока математики в начальной школе.
- Методический анализ урока математики.
- Список литературы