logo search
4 курс Педагогика лекции 1-13, 1-14

4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся

Основными направлениями работы общеобразовательных учреждений по сохранению, укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни являются учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая, коррекционная работа (см. схему 68, с. 160).

Одним из традиционных направлений (средств) воспитательной работы школы по укреплению здоровья детей являются занятия физическими упражнениями. Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. К ним относятся гимнастика, игры, туризм, спорт

Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (построения и перестроения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, палками, скакалками, флажками), лазание и перелезание, равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, эле­ментарные акробатические упражнения).

В игре развиваются физические силы ребенка, а также сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры вызывают коллективные переживания, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших — спортивные.

Коррекционная работа: работа специалистов, медсестры, психолога, социальных педагогов, логопедов, консультации для педагогов, родителей,

Профилактическая работа: оптимальный режим обучения и воспита­ния, использование медицинских средств профилактики (профилакти­ка болезней), профилактика вредных привычек (алкоголизма, наркома­нии, токсикомании), витаминотерапия, зарядка для глаз, двигательная гимнастика, фитотерапия и т.д.

Диагностическая работа: мероприятия по выявлению уровня здоровья учащихся; медосмотры, обследования и т. д., мониторинг функциональных резервов здоровья учащихся; основных факторов образа жизни, влияющих на их здоровье; физической подготовленности школьников; выявление разных отклонений

Учебно-воспитательная работа: введение в учебный план новых предметов, факультативных и групповых занятий; система классных часов, направленных на оздоровление; использование и пропаганда здоровьесберегающих технологий; уроки физической культуры

Схема 68.

Туризм — это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде. Школьные туристские отряды участвуют в походах, соревнованиях, слетах. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.

В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования.

В совокупности средств формирования здорового образа жизни школьников особая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода), а также гигиеническим факторам. В едином комплексе с физическими упражнениями они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности и действенным фактором специально организованных процедур солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливаний.

Воспитание валеологической культуры предполагает гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна, строгое соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка).

Школьникам в свою очередь необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относятся уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной обуви и одежды.

Нормативной основой жизни и деятельности учащихся является режим дня, который приводит затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствие с гигиеническими нормами, определяет строгий распорядок и целесообразное чередование труда и отдыха. Тщательно составленный и систематически выпол­няемый режим дня помогает сохранить баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, побуждает к самоконтролю.

Режим дня дифференцируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспособности, конкрет­ных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Общими для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домашних заданий, общественная работа, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по ин­тересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну.

Очевидно, что формирование здорового образа жизни, валеологической культуры учащихся не может осу­ществляться без активной поддержки и помощи родителей.

Основными формами воспитания культуры здорового образа жизни в школе являются уроки физической культуры, гимнастика до занятий, физкультминутки, организованное проведение перемен, а также формы внеклассной воспитательной работы. В системе внеклассной воспитательной работы школы осуществляются санитарно-гигиеническое просвещение (лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек, тематические информационные стенды, выставки рисунков и плакатов, лекторские группы, дни и недели здоровья, конкурсы, праздники), формирование соответствующих умений и навыков (здорового питания, закаливания, самооздоровления); внутришкольные проекты по тематике здоровьесбережения; организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, подвижных перемен для учащихся начальной школы; спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах спорта; использование естественных сил природы для укрепления здоровья учащихся.

В инновационной педагогической практике реализуются модели школ здоровья. Их цель — защита здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни. Осуществление этой цели реализуется, например, на так называемых уроках с повышенной воспитательной направленностью. Для таких уроков характерно: 1) применение методов лечебной педагогики: разъяснения, убеждения, психической саморегуляции, изотерапии, ландшафтотерапии, игровой терапии (подвижных игр на свежем воздухе, дидактических игр); 2) создание системы «психологических» пауз лечебно-профилактического характера в форме точечного массажа, упражнений по разви­тию мелкой моторики рук, упражнений по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, органов дыхания, зрения, опорно-двигательной системы; 3) создание ситуаций успеха; 4) использование нестандартных методов обучения с применением комплекса зрительных, слуховых и двигательных приемов; 5) организация ситуаций сообщения детям валеологических знаний.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Докажите, что экологическое образование и воспитание — одно из приоритетных направлений воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью. Каковы цель и задачи экологического воспитания в общеобразовательной школе?

2. Раскройте сущность понятия «экологическая культура личности». Охарактеризуйте ее структурные компоненты.

3. Назовите формы (технологии) формирования экологической культуры учащихся, которые применяются в педагогической практике.

4. Раскройте особенности экологического воспитания учащихся разного возраста.

5. Определите понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «валеологическая культура». Какие пути и условия формирования здорового образа жизни выявлены в педагогике?

6. Охарактеризуйте основные направления и средства работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.

Глоссарий

Экологическая культура личности - компонент культуры личности, уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентации, норм и правил; нравственного и эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы и ее охране.

Культура безопасной жизнедеятельности - степень усвоения учащимися правил безопасного поведения в обществе, уровень сформированности умений выполнять нормы и правила поведения в социалъной и природной среде, неприятия поведения, характеризующегося несоблюдением правил безопасности.

Здоровье детей - состояние их организма, характеризующееся уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений,

Здоровый образ жизни - такой способ жизнедеятельности, который способствует эффективному выполнению человекам профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Валеологическая культура личностикомпонент культуры личности, уровень сформированности здорового образа жизни, выражающийся в ценностном отношении к своему здоровью и здоровью окружающих, в знании средств поддержания и совершенствования физической формы, потребности в разумной физической активности как основы умственного, нравственного, эстетического развития, в сформированности умений и навыков сохранения, укрепления здоровья, навыков личной гигиены.