15.3. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании личности
Содержание педагогической помощи школы родителям.
Семья и школа — два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях школы и семьи, прежде всего важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения.
В процессе взаимного общения не только педагоги должны обращать внимание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители — внимание педагогов на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.
Объектом воздействия педагогов могут быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи и сама семья в целом как коллектив.
Деятельность педагогических коллективов с семьей включает три основных составляющих педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой.
Остановимся на характеристике каждой составляющей.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности: помощь семье в обучении и воспитании детей.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих в семье проблем и формирование педагогической культуры родителей.
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление родителей о целях, задачах и методах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др.
Деятельность педагогических коллективов предусматривает просвещение родителей по разнообразным вопросам семейного воспитания:
— педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
— значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, роли матери и отца, отношений между ними;
— взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;
— воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
— социально-психологические проблемы воспитания педагогически запущенных детей, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;
— сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;
— поощрение и наказание в воспитании детей в семье;
— наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;
— особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;
— трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии;
— организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
— нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;
— развитие представлений об общении в детском возрасте;
— причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании и наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями родителей.
Наряду с передачей родителями такого рода знаний педагоги могут организовать практические занятия, помогающие в значительной мере повысить роль семьи в воспитании детей.
Помощь в воспитании проводится педагогами, в первую очередь с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком — посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса.
Психологическая составляющая педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Наиболее эффективно эту работу может выполнять школьный психолог. Помощь должна быть комплексной: определяется проблема, анализируются межличностные отношения в семье, положение в ней ребенка. С помощью различных методик выявляются те причины в семье, которые приводят к конфликту.
Коррекция межличностных отношений происходит в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства.
Посреднический компонент педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных праздников, летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Такими проблемами могут быть: передача ребенка на воспитание в приемную семью; контроль за процессом адаптации ребенка в этой семье; помещение детей в приюты, места временного пребывания детей, содействие возвращению ребенка в семью и др.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам обучения и воспитания, социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться различных аспектов: прав детей, родителей, внутрисемейных отношений, медико-физиологического развития детей и пр.
Таким образом, педагог при работе с семьей выполняет одновременно ряд ролей (табл. 5).
Таблица 5
Советник | Консультант | Защитнк | |
Информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей | Консультирует по вопросам семейного законодательства; консультирует по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы созда-нияусловий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье | Защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенного быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям |
Различные исследования свидетельствуют о том, что не все современные молодые родители владеют методикой воспитания своих детей. Среди причин такого явления выделим следующие:
— однодетность и малодетность (особенно в городах) приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу за своими братьями и сестрами, не имеют опыта семейных отношений;
— жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться опытом старших в вопросах воспитания детей;
— основательно утрачены традиции народной педагогики;
— если раньше, в условиях деревни, где все люди знали друг друга, родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась анонимность общения детей и взрослого населения;
— возникающие социальные и экономические трудности, материальная необеспеченность семей снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышают конфликтность в семье, ухудшают семейные отношения и воспитание.
Названные причины диктуют необходимость активизации работы по повышению педагогической культуры родителей, под которой понимается достаточный уровень их педагогических, психологических, физиологических знаний из наук о человеке, а также сформированные умения и навыки семейного и общественного воспитания детей с учетом их индивидуальных и возрастных различий.
Повышение педагогической культуры родителей. Важный компонент педагогической культуры родителей — их педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.
Педагогическая деятельность родителей делится на конструктивную, организаторскую и коммуникационную.
Конструктивная деятельность заключается прежде всего в определении цели воспитания, в выборе его форм и методов. В нее также входит составление плана собственной деятельности по воспитанию.
Организаторская деятельность реализует конструктивную на практике. Она включает, с одной стороны, организацию жизни и занятий детей (режим, труд, домашняя учебная работа, спорт и т.д.), с другой — организацию своей собственной деятельности и отдыха (работа в домашнем хозяйстве, уход за детьми, отдых, общественная работа по воспитанию детей и т.п.).
Коммуникативная деятельность включает установление оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, членами семьи и окружающими людьми. Взаимодействие всех этих видов педагогической деятельности в значительной степени обусловливает уровень педагогического мастерства родителей.
Важным компонентом педагогического мастерства является педагогический такт, характеризующийся вдумчивым и внимательным отношением к детям, умением быть чутким, справедливым, но в то же время требовательным.
Важнейшие направления работы школы по повышению педагогической культуры родителей следующие:
а) научно-педагогическое просвещение (лектории для родителей, университеты родительских знаний, родительские собрания по обмену опытом, изучение материалов средств массовой информации);
б) педагогическая деятельность, связанная с реализацией контролирующей, коммуникативной, организаторской, корректирующей и других функций, связанных с участием в разнообразных делах по воспитанию детей;
в) педагогическое самообразование (чтение научно-педагогической литературы, просмотр телевизионных передач и др.)-
Практическое осуществление повышения педагогической культуры родителей включает следующие основные факторы:
1) общее ознакомление всего взрослого населения с основами воспитания, прежде всего с помощью средств массовой информации;
2) подготовка юношей и девушек к семейной жизни в старших классах школы, учреждениях профессионального образования;
3) подготовка родителей к воспитанию детей дошкольного возраста — в дошкольных образовательных учреждениях;
4) подготовка родителей к воспитанию учащихся — в школах, профессиональных учебных заведениях;
5) подготовка учителей и воспитателей к работе с родителями — в вузах, на курсах, семинарах и т.п.
В работе по повышению педагогической культуры принимают участие многие учреждения и организации. Но главную роль в этой работе играет школа. Она — ведущий общественный институт в воспитании подрастающего поколения, а семья является ее ближайшим союзником.
Остановимся на конкретных методах и формах работы с родителями. Они определяются следующими факторами: Уровнем педагогической культуры родителей, типами семейных отношений, спецификой работы школы, возрастными особенностями детей и др. Как правило, выделяют массовы групповые и индивидуальные формы работы (табл. 6).
Таблица
Массовые формы работы
— педагогические лекции;
— научно-педагогические конференции для родителей;
— беседы за круглым столом;
— вечера вопросов и ответов;
— родительские собрания и конференции
Групповые формы работы
Индивидуальные формы работы
— работа с родительским комитетом класса, школы;
— консультации для родителей мальчиков или девочек;
— психолого-педагогические семинары для родителей;
— групповые беседы;
— практикумы для родителей
— педагогические консультации
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— посещение семей учащихся с целью изучения быта
и жизни ребят, характера семейного воспитания
________________________i
Педагогические умения и навыки по воспитанию детей формируются посредством практикумов для родителей. Они могут проводиться как в конце родительских лекториев и собраний, так и в качестве самостоятельной формы работы. В ходе практикумов родителям можно предложить следующие задания: составить режим дня школьника; охарактеризовать индивидуальные особенности своего ребенка; на основе прочитанных фрагментов проанализировать отношение к самообслуживанию и труду детей в собственной семье; прослушав ряд фрагментов об использовании различных методов поощрения и наказания детей в семье, прокомментировать эти высказывания, выразить свое отношение к ним. Практикумы для родителей дают возможность всестороннего обмена опытом по различным аспектам семейного воспитания.
Одной из наиболее распространенных массовых форм pa- I боты по формированию педагогической культуры родителей являются общешкольные и классные родительские собрания. К сожалению, часто они сводятся лишь к обсуждению поведения и успеваемости учащихся. В то же время, как свидетельствует практика, родительские собрания могут играть важную роль в педагогическом просвещении ро-
дителей. Уже на первом собрании необходимо обратить внимание родителей на возрастные и, соответственно, психофизиологические особенности возраста детей. Известно, что существуют определенные неблагоприятные периоды, сопряженные с возрастными кризисами ребенка, когда в семье усиливаются психолого-педагогические проблемы. Кризис трех лет связан с процессом формирования основных индивидуально-психологических качеств личности и создания предпосылок для развития социально-нравственных качеств. В семь-восемь лет происходит адаптация к новому социальному статусу школьника, усвоение нового режима жизни, установление отношений с учителем, детским коллективом. Для периода 12—17 лет характерен процесс самоутверждения, изменения отношений с родителями и миром взрослых в целом. В 18—21 год происходит социальное самоопределение.
Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования — задача педагога заключается в следующем: путем «воспитания» родителей в какой-то мере предупредить назревание такой ситуации, а в случае ее возникновения — путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса.
В процессе родительских собраний необходимо принимать совместные программы по формированию личности школьника, согласовывать планы совместной деятельности школы и семьи по их выполнению.
Важной формой повышения педагогической культуры родителей является выполнение последними педагогических общественных поручений. Эта форма способствует выработке умений по воспитанию детей, побуждает к активному педагогическому мышлению. В начале учебного года на первом родительском собрании после обсуждения плана воспитательной работы класса целесообразно среди родителей провести анкету: «Какую помощь вы можете оказать классу, школе?» На доске можно заранее написать перечень предлагаемых дел (дежурства на вечерах отдыха детей, руководство кружками, сопровождение в процессе экскурсий, помощь в проведении Досуга и спортивно-массовых мероприятий и др.). Родители, прочитав этот перечень, письменно перечисляют те дела, в которых они могут принять участие, и вносят свои предложения. С учетом этого и распределяются те или иные общественные поручения. 338
Конференции для родителей в основном посвящаются обмену опытом по воспитанию детей в семье; чтобы собрать конкретный материал и привлечь внимание родителей, иногда накануне конференции предлагается краткая анкета. Темы конференций должны быть конкретными и актуальными для родителей, например: «Игра и труд в жизни младшего школьника», «Нравственное воспитание подростков в семье», «Проблема выбора профессии у старшеклассников» и др.
Консультации для родителей, особенно индивидуальные, ценны тем, что, беседуя с глазу на глаз, можно сказать о самом наболевшем, сокровенном, поделиться тем, о чем по тем или иным причинам неудобно говорить на собрании. В такой беседе можно найти из многих вариантов тот единственный, который окажет желаемое воздействие на ребенка.
Консультации не дают должного эффекта, если родители ставятся в положение пассивных слушателей. Педагог должен вести консультацию в форме совета, вместе с родителями искать пути устранения ошибок, недостатков. «Давайте посоветуемся ...», « А как вы думаете?», «Каково ваше мнение?» — такая доверительность рождает стремление быть активными участниками воспитания, пробуждает педагогическое мышление.
Мы рассмотрели только некоторые формы работы по повышению педагогической культуры. Все они должны быть взаимосвязаны между собой и укладываться в единую систему.
- Тема 2. . Семейное воспитание.
- Глава 15 Семейное воспитание
- 15.1. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
- 15.2. Система семейного воспитания
- 15.3. Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании личности
- 15.4. Правовые основы современного семейного воспитания